Как жили на Руси в докрещенский период — Достояние планеты

Как жили на Руси в докрещенский период - Достояние планеты

История России имеет тысячелетнюю историю, в то время как человек появился на Земле 2,5 млн. лет назад! Кто жил на территории современной России и СНГ до возникновения славян? Какой образ жизни они вели? Каков был социально-экономический уклад и духовная культура?Об этом мало пишут, хотя тема чрезвычайно интересная. Изучение глубокой древности позволяет понять, из каких элементов и каким образом зарождалось то, что впоследствии станет Россией.Попытался систематизировать для вас данный материал.

1. Палеолит или древний каменный век. (2,5 млн. лет до н.э)

— Ранний палеолит (2,8-100 тыс. лет до н.э). Человек умелый появился около 2,5 млн. лет назад в Восточной Африке. Наши предки начали изготавливать первые каменные орудия труда, что выделило их из животного мира.

Наиболее примитивная культура обработки камня называется олдувайской культурой — это когда для получения острого края камень раскалывался обычно просто пополам, без дополнительной доработки. Первая волна миграции из Африки в Евразию произошла 2 млн. лет назад и дошла до Центральной Азии.

600 — 500 тыс. лет назад произошло заселение горного Алтая. 450 — 300. тыс.

лет назад происходит вторая волна миграции, которая была связана с усовершенствованием каменных орудий, в этот период человек из центральных частей Европы попадает в Восточную Европу (территория современной Украины и Молдавии) и Сибирь. Человек уже умеет пользоваться огнём. Основное занятие в данный период — охота.

— Средний палеолит (300-30 тыс. лет до н.э). Данный период считается эпохой неандертальца. Происходит расселение людей в северной части Евразии, в частности на территории Северного Кавказ, южной части Восточно-Европейской равнины, южной Сибири.

Хозяйственная деятельность: преимущественно охота, начинает появляться собирательство и приготовление растительной пищи, о чем свидетельствуют найденные ступки.

Совершенствуется обработка камня: возникает индустрия леваллуа, которая предполагает скалывание качественных отщепов кремня со специально подготовленной предварительными сколами заготовки.

— Верхний палеолит (50-10 тыс. лет до н.э.). На смену неандертальца приходят генетические предки современного человека. Формируются современные расы. Основным источником пищи продолжает оставаться охота. Люди живут разрозненными группами (большими семьями).

Появляются все более сложные орудия труда: происходит переход на скалывание длинных пластин с призматических и пирамидальных нуклеусов. Такая техника позволяла получать качественные заготовки для крупных ножей и наконечников. Кроме тяжелых копий появились легкие метательные дротики и гарпуны.

Для рыбной ловли был изобретен рыболовный крючок, а для изготовления одежды — иглы с ушком. Климат продолжает оставаться суровым, все ещё распространены обширные оледенения.

В то же время в данную эпоху начинает развиваться искусство: об этом свидетельствуют найденные фигурки, вырезанные из костей; изображения на стенах пещер, выполненные минеральными красками (Каповая пещера в Башкирии); погребения, в которых найдены украшения и оружие. Все это говорит о появлении у людей духовных потребностей.

2. Мезолит или средний каменный век. (8 — 5,5 тыс. лет. до н.э.)

В данную эпоху происходит потепление климата, тают ледники, появляется новая растительность — леса. Пропадают крупные животные (мамонты), что заставляет человека изобретать новые орудия охоты, так появляются лук и стрелы, гарпуны, лодки-долблёнки и плоты.

Возникает микролитическая каменная индустрия, в которой применялись каменные орудия c составными лезвиями из кремня или обсидиана. Зафиксированы первые попытки одомашнивания животных.

Человек заселяет северную Европу, доходит до Северно-Ледовитого и Тихого океана, переходит Берингов пролив и попадает в Северную Америку.

Пару слов об искусстве. Если в палеолите древний художник изображал объект охоты, то в мезолите его внимание перенеслось на соплеменников.

Именно на соплеменников — не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны.

Как жили на Руси в докрещенский период - Достояние планеты

3. Неолит или новый каменный век. (5,5 — 2 тыс. лет. до н.э)

Происходит так называемая «неолитическая революция», которая заключается в переходе от охотничье-собирательского хозяйства к производящему — зарождаются скотоводство и земледелие.

Совершенствуются технологии обработка камня: появляются шлифование, пиление и заточка. Люди начинают использовать каменный топор, что позволяет рубить деревья и строить жилища.

Возникают керамика, ткачество.

Однако процесс этот протекал неравномерно. Так если в южных частях Восточной Европы происходит переход к новым орудиям трудам и новым формам хозяйствования, то в лесной зоне и в Сибири продолжали сохраняться традиционные виды деятельности.

К эпохе неолита относят также распад языковых общностей и формирование современных языковых семей (индоевропейская, уральская, алтайская). Письменности ещё не возникло, однако пробудившаяся мысль требовала закрепления.

Наскальные рисунки, демонстрируют зарождение абстрактного мышления: нарисованные люди и животные делаются всё более схематичными, появляются условные изображения орудий, средств передвижения, геометрических фигур.

Как жили на Руси в докрещенский период - Достояние планеты

4. Бронзовый век. (3-1 тыс. лет. до н.э.)Начинается переход от каменных изделий к изделиям из бронзы, что свидетельствует о зарождении древнейшего металлургического производства. Зародившись на Ближнем Востоке, это производство начинает распространяться и в Восточной Европе.

— Трипольской культура. На территории современной Молдовы и Украины возникает мотыжное земледелие, которое сочетается со скотоводством и охотой. Характер земледелия приводил к истощению плодородия обрабатываемых земель и заставлял менять ареал расселения.

Лингвистическая реконструкция показывает, что в III тысячелетии до н.э. восточноевропейские степи были заселены индоиранскими племенами, которые именно с этих территорий попали на территорию современной Индии и Ирана.

Отмечаются контакты индоиранцев с финно-угорскими племенами.

Культура шнуровой керамики и боевых топоров (III — II тыс. лет. до н.э.). Была распространена от южной Скандинавии и Рейна да Волги и Камы.

Есть сведения, говорящие о достаточно раннем появлении на территории Восточной Европы племён, принадлежавших к дренеевропейской языковой семьи (потомки славянских, балтийских и германских племён).

Данным племенам было свойственна скотоводство, характерная для лесных районов. Большое значение в их жизни играла война (с финно-угорскими племенами).

Афанасьевская культура (III -II тыс. лет до н.э). Обнаружена на территории Южной Сибири, р. Енисей. По этническому типу представляла собой протоиндоевропейский антропологический тип. Представители данной культуры изготавливали украшения из меди, однако орудия у них все ещё были каменными. Наряду с рыболовством и охотой занимались скотоводством и в меньшей степени земледелием.

Окуневская культура (II тыс. до н.э.). Данные племена проживали на территории Ю. Сибири, в Хакасии. Хозяйственная деятельность: скотоводство, охота, рыболовство. Окуневцы обладали развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу.

Наряду с ковкой применялось и литьё, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Антропологический тип населения этой эпохи был смешанного евпропеидно-монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного.

Сменилась андроновской культурой (XVII—IX веках до н. э.).

Как жили на Руси в докрещенский период - Достояние планеты Как жили на Руси в докрещенский период - Достояние планеты

Первоначально древнейшей формой человеческого объединения был коллектив людей, связанных кровным родством (род). Производительных сил такого коллектива хватало исключительно на воспроизводство условий существования. В таких условиях распределение благ было уравнительным, а верхушки общества не возникало.

Однако с появлением новых и более совершенных орудий труда и новых видов хозяйственной деятельности происходит рост производительных сил. По мере развития этого процесса начинает появляться общественное расслоение, формируется привилегированная прослойка общества. Вот как описывает этот процесс член-корреспондент РАН Б.

Н. Флоря:

«с ростом производительных сил (с ростом эффективности всех способов улучшения материальных и духовных условий жизни), с накоплением в распоряжении общества не только необходимого, но и прибавочного продукта, с выделением групп населения с особой специализацией (примером могут служить первобытные металлурги), с объединением отдельных родовых общин в более широкие общности — племена, где все дела уже не могли решаться на общем собрании всех членов коллектива, это первоначальное равенство нарушалось, и из общества стала выделяться верхушка, в руках которой оказывалось право распоряжения все большей частью производимых обществом или получаемых им в порядке обмена материальных ценностей».История Россия с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006 стр. 20Наиболее динамично данный процесс развивался в южных районах, где были более благоприятные условия накопления прибавочного продукта, и где ощущалось воздействие мощных очагов цивилизации Ближнего Востока. Таким образом неравномерность развития территорий Европы наметился уже в глубокой древности.

5. Железный век. (II тыс. лет до н.э. — начало нашей эры)

— Скифская культура. Появились в IХ — VIII в.в. до н.э. и просуществовали вплоть до III века до н.э. Обитали в степной зоне Восточной Европе от нижнего Дуная до Дона. О них сохранились обширные сведения благодаря их взаимодействию с греческими колониями на северном побережье Чёрного моря, такими как Херсонес (совр. Севастополь), Пантикапей (совр.

Керчь), Керкинитида (совр. Евпатория). О скифах много писал «отец истории» Геродот. Из «Скифии» в Грецию поступали хлеб, мёд, пушнина, а из Греции приходили ремесленные изделия, высоко ценившиеся скифской знатью. Скифы по своей языковой принадлежности относились к иранцам.

Часть скифских племён вела кочевой образ жизни (скифы-кочевники), другие — занимались земледелием (скифы-пахари). При обработке земли использовали уже не мотыгу, а деревянный плуг. Долгое время важную роль в жизни скифов играла война, однако в VI в до н.э. походы прекратились по мере развития отношений с Грецией.

Скифы прошли этап разложения родового строя, достигли глубокого социального расслоения и сформировали протогосударство, которое достигло наибольшего расцвета в IV в до н.э. при царе Атее, объединившего страну от Азовского моря до Дуная. Крупнейшим протогородским центром было так называемое Каменское городище (нижний Днепр).

На протяжении своей истории скифы вели войны с Персией, Грецией и др. Окончательно скифы сошли с политической карты в III тыс. до н.э. под напором готов.

Как жили на Руси в докрещенский период - Достояние планеты

Сарматы жили к востоку от скифов. Были схожи с ними по языку. Основной вид деятельности — скотоводство, также развивалось гончарное дело, ткачество, кузнечное дело. Война являлась источником наживы для знати. Большую роль играли женщины, которые участвовали в том числе и в войнах;

— Культуры лесной зоны. К западу от линии Рижский залив — озеро Селигер — Тула — Киев — жили племена балтов (днепро-двинская культура — VIII в до н.э. — IV в н.э.), к востоку — финно-угорские пленена (дьяконовская культура — VII в. до н.э. — VII в. н.э., возможные предки меря и весь), городецкая культура — VII в. до н.э.

Читайте также:  Заявление в ОБЭП

— IVв. н.э., обитали между рекой Окой, Цной и Волгой, возможные предки мордвы). Основным видом хозяйственной деятельности данных объединений людей было скотоводство, в частности коневодство, в некоторых случаях земледелие. У них наметился переход от костяных орудий к железным.

Также в целях обороны они окружали свои поселения земляными валами.

Как говорилось выше, существовала неравномерность развития между южными и северными частями Восточной Европы: несмотря на то, что наблюдается переход к производящим видам хозяйственной деятельности, суровые погодные условия не приводили к накоплению прибавочного продукта достаточного для появления имущественного расслоения.

— Степная зона Сибири в I тыс. лет до н.э. была заселена преимущественно европеоидным населением по развития и культуре схожими со скифами.

— Лужицкая культура (II-I тыс. лет до н.э.). Располагалась в бассейне Вислы и Одера, на территории современной восточной Германии, Польши, Чехии, Белоруссии (Полесье) и западной Украины (Волынь). По оценке академика Б. А. Рыбакова:

«Лужицкая культура была, очевидно, разноэтническим комплексом, охватившим половину праславян, часть прагерманцев и какую-то часть итало-иллирийских племён на юге, где бронзолитейное дело стояло высоко». «Лужицкое единство учёные нередко называют венетским (венедским), по имени древней группы племён, некогда широко расселявшихся по Центральной Европе. Вхождение западной части праславян в это временное единство и их значение внутри лужицкого единства явствуют из того, что в раннем средневековье венетов считали предками славян и отождествляли их с теми славянами, которые остались на своём месте, не принимая участия в миграционных потоках на юг». Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / М.: Издательство «Наука», 1981 г. Часть вторая. Древнейшие славяне. Глава 5. Истоки славянской культуры. Пшеворская кульура (II век до н.э. — IV в. н.э.) — приемник лужицкой культуры

— Зарубинецкая культура (II век до н.э. — II в. н.э.). Ареал расселения — р. Припять, среднее течение Днепра. Этнический состав: праславяне, балты, сарматы. Хозяйственная деятельность: оседлое земледелие, скотоводство. Городища окружённые валами, практикуется выплавка орудий из железа. Позже ее сменяет черняховская культура (II — IV в.в. н.э.)

Как жили на Руси в докрещенский период - Достояние планеты

Заключение.1. Ввиду более суровых климатических условий в Восточной Европе, накопление прибавочного продукта происходило медленнее. Это обуславливало и более позднее возникновение цивилизаций. Этими же факторами объясняется неравномерность в развитии южных и северных территорий.2.

«Сырьевой характер экономики» был свойственен некоторым народам, населявшим территорию современной России ещё в древности. Так например, скифы вывозили в Грецию хлеб, мёд, пушнину, а ввозили ремесленные изделия.3. Духовная жизнь населения Восточной Европы в 1 тыс. до н.э. отличалась глубиной и разнообразием.

Об этом свидетельствуют обряды погребения, показывающие наличие представлений о загробной жизни. А также произведения искусства — различные сосуды и проч.Источники:1/ Алексеев В. П. Сибирь как очаг расообразования // Проблемы исторической этнографии и антропологии Азии. — М.: Наука, 1968. С. 133.2/ Громов А. А.

Происхождение и связи населения окуневской культуры // Окуневский сборник. СПб.: Петро-РИФ, 1997.3/ История Россия с древнейших времён до конца XVII века. М. 2006 стр. 20************************************************Предыдущие статьи:

1. Материализм или идеализм? Два подхода к изучению истории.

2. Почему Россия не Запад? Общая характеристика русской истории.Следующая статья по плану:

Этногенез славян. Как и где появились славяне?

История России Древняя история Скифы Трипольская культура Длиннопост Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Как жили на Руси до прихода христиан

Под таким заголовком был опубликован материал в газете «Пенсионер и общество» (№7 за июль 2010г.). В данной статье приведена карта мира от 1030 г. на которой Россия охватывает территорию от Тихого до Атлантического океана. Карта составлена во времена начального этапа христианизации Руси в 988г. князем Владимиром. Напомним, что во времена предшествующие христианизации, на Руси почитали языческих богов, чтили предков, жили в Ладу с природой единым государством. Важнейшим из дошедших до нас памятников тех времён считается «Велесова книга», о которой мы неоднократно писали на страницах нашего сайта.
 

В настоящее время многие изследоватили истории, археологи говорят о том, что на Руси в дохристианские времена была своя высокая самобытная культура, о чём свидетельствуют многочисленные артефакты, найденные за последние десятилетия в местах раскопок древних городищ.

Но причины, по которым она была утрачена, заслуживают отдельного внимания.

Эти обстоятельства ставят неудобные вопросы перед представителями современной академической исторической науки, отрицающей существование высокой культуры на Руси в докрещенские времена, потому что «с этим нужно что-то делать».

«Что делать?»

У официальных историков внятного ответа на этот вопрос нет. А РПЦ делает вид, что найденных артефактов попросту не существует. Кроме того, она по-прежнему всячески пытается представить наших предков – язычников полуграмотными неучами, верящих в «каких-то» непонятных богов, совершавших кровавые жертвоприношения. И пытается убедить нас в том, что именно церковь принесла на Русь светоч просвещения и всеобщей грамотности.

Приведенный ниже материал лишний раз доказывает, что ничего этого не было. А была на Руси великая культура. Именно благодаря ей с течением времени появилось понятие РУССКИЙ ДУХ, который присущ только русскому человеку в широком смысле этого слова.

Как жили на Руси в докрещенский период - Достояние планеты

Минули несколько сотен лет, пропитанных насквозь лживой летописной историей русского народа. Наступило время истинных знаний о своих великих предках. Главную помощь в этом оказывает археология, которая, независимо от воли церкви и отдельных её служителей, добывает точные данные о жизни людей того или иного периода.

И не всякий даже может сразу осознать, насколько прав патриарх Кирилл, говоря, что «сегодня Россия, пройдя через горький опыт отторжения от собственных цивилизационных основ и корней, вновь возвращается на свой исторический путь». Со второй половины 20-го века в распоряжение исследователей стали поступать новые письменные источники ― берестяные грамоты.

Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 г. в ходе археологических раскопок в Новгороде. Уже обнаружено около 1000 грамот. Общий объём словаря берестяных грамот составляет более 3200 слов. География находок охватывает 11 городов: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск, Мстиславль, Тверь, Москва, Старая Рязань, Звенигород Галицкий.

Самые ранние грамоты относятся к 11-му веку (1020 год), когда указанная территория ещё не была христианизирована. К этому периоду относятся тридцать грамот, найденных в Новгороде, и одна ― в Старой Руссе. До 12-го века ни Новгород, ни Старая Русса ещё не были крещены, поэтому имена людей, встречающиеся в грамотах 11-го века, языческие, то есть настоящие русские.

К началу 11-го века, население Новгорода переписывалось не только с адресатами, находящимися внутри города, но и с теми, кто был далеко за его пределами — в деревнях, в других городах. Даже деревенские жители из самых отдалённых деревень писали на бересте хозяйственные поручения и простые письма.

Именно поэтому, выдающийся лингвист и исследователь новгородских грамот академия А.А.Зализняк утверждает, что «эта древняя система письма была очень распространённой. Эта письменность была распространена по всей Руси. Прочтение берестяных грамот опровергло существовавшее мнение о том, что в Древней Руси грамотными были лишь знатные люди и духовенство.

Среди авторов и адресатов писем немало представителей низших слоев населения, в найденных текстах есть свидетельства практики обучения письму — азбук, прописей, числовых таблиц, “проб пера”». Писали шестилетние дети — «есть одна грамота, где, вроде бы, некоторый год обозначен. Писал его шестилетний мальчик».

Писали практически все русские женщины — «сейчас мы совершенно точно знаем, что значительная часть женщин и читать, и писать умела. Письма 12 в. вообще в самых разных отношениях отражают общество более свободное, с большим развитием, в частности, женского участия, чем общество ближе к нашему времени. Этот факт вытекает из берестяных грамот совершенно ясно».

О грамотности на Руси красноречиво говорит тот факт, что «картина Новгорода 14 в. и Флоренции 14 в., по степени женской грамотности — в пользу Новгорода». Специалисты знают, что Кирилл и Мефодий изобрели глаголицу для болгар и в Болгарии провели всю свою оставшуюся жизнь.

Письмо, называемое «кириллицей», хоть и имеет схожесть в названии, но ничего общего с Кириллом не имеет. Название «кириллица» происходит от обозначения письма — русское «каракули», или, например, французское «ecrire». И найденная при раскопках Новгорода дощечка, на которой писали в древности, называется «кера» (сеrа).

В «Повести временных лет», памятнике начала 12-го века, о крещении Новгорода сведений нет.

Следовательно, новгородцы и жители окрестных сёл писали за 100 лет до крещения этого города, и досталась письменность новгородцам отнюдь не от христиан.

Письменность на Руси существовала задолго до христианского нашествия. Доля нецерковных текстов в самом начале 11-го века составляет 95 процентов всех найденных грамот.

Тем не менее, для академических фальсификаторов истории долгое время являлась основополагающей версия о том, что русский народ обучался грамоте у пришлых священников. У чужеродцев! Но в своём уникальном научном труде «Ремесло Древней Руси», выпущенном ещё в 1948 году, археолог академик Б.А.Рыбаков опубликовал такие данные: «Существует укоренившееся мнение, что церковь была монополистом в деле создания и распространения книг; мнение это усиленно поддерживалось самими церковниками. Верно здесь лишь то, что монастыри и епископские или митрополичьи дворы были организаторами и цензорами книжного списания, выступая нередко в роли посредников между заказчиком и писцом, но выполнителями зачастую оказывались не монахи, а люди, не имевшие никакого отношения к церкви. Мы произвели подсчёт писцов в зависимости от их положения. Для домонгольской эпохи результат был таков: половина книжных писцов оказалась мирянами; для 14 — 15 вв. подсчёты дали следующие результаты: митрополитов — 1; дьяконов — 8; монахов — 28; дьяков — 19; попов- 10; «рабов божьих»-35; поповичей-4; паробков-5. Поповичей нельзя считать в разряде церковников, так как почти обязательная для них грамотность («попов сын грамоте не умеет ― изгой») не предрешала ещё их духовной карьеры. Под расплывчатыми наименованиями вроде «раб божий», «грешник», «унылый раб божий», «грешный и дерзый на зло, а на добро ленивый» и т.п., без указания на принадлежность к церкви, мы должны понимать светских ремесленников. Иногда встречаются более определенные указания «Писал Евстафие, мирской человек, а прозвище ему Шепель», «Овсей распоп», «Фома писец». В таких случаях у нас уже не остаётся сомнений в «мирском» характере писцов. Всего по нашему подсчёту 63 мирянина и 47 церковников, т.е. 57% ремесленников-писцов не принадлежало к церковным организациям. Основные формы в изучаемую эпоху были те же, что и в домонгольскую: работа на заказ и работа на рынок; между ними существовали различные промежуточные стадии, характеризовавшие степень развитости того или иного ремесла. Работа на заказ характерна для некоторых видов вотчинного ремесла и для отраслей, связанных с дорогим сырьём, как, например, ювелирное дело или литьё колоколов». Эти цифры академик привёл для 14 — 15 вв., когда уже, по повествованиям церкви, она служила, чуть ли не кормчим для многомиллионного русского народа. Интересно было бы посмотреть на загруженного, одного единственного митрополита, который вместе с совершенно ничтожной кучкой грамотных дьяконов и монахов обслуживал почтовые нужды многомиллионного русского народа из нескольких десятков тысяч русских деревень. Кроме этого, этот митрополит и К° должны были обладать многими поистине чудесными качествами: молниеносной скоростью письма и перемещения в пространстве и времени, умением одновременно находиться сразу в тысячах мест и так далее. Но не шуточный, а реальный вывод из данных, приведённых Б.А. Рыбаковым, следует такой, что церковь никогда не являлась на Руси местом, из которого проистекало знание и просвещение. Поэтому повторим, другой академик РАН А.А.Зализняк констатирует, что «картина Новгорода 14 в. и Флоренции 14 в. по степени женской грамотности — в пользу Новгорода». Зато церковь к 18-му веку привела русский народ в лоно безграмотной тьмы. Рассмотрим другую сторону жизни древнерусского общества до прихода на наши земли христиан. Она касается одежды. Историки привыкли нам рисовать русских людей одетыми исключительно в простые белые рубахи, иногда, правда, позволяя себе сказать, что эти рубахи были украшены вышивками. Русские представляются такими нищими, едва способными одеться вообще. Это очередная ложь, распространяемая историками о жизни нашего народа. Для начала напомним, что первая в мире одежда была создана более 40-ка тысяч лет назад именно на Руси, в Костёнках. А, например, на стоянке Сунгирь во Владимире уже 30 тысяч лет назад люди носили кожаную куртку из замши, отделанную мехом, шапку-ушанку, кожаные штаны, кожаные сапоги. Всё было украшено различными предметами и несколькими рядами бус Умение делать одежду на Руси, естественно, сохранилось и развилось до высокого уровня. И одним из важных материалов одежды для древних Русов стал шёлк. Археологические находки шёлка на территории Древней Руси 9 — 12-го века обнаружены более чем в двухстах пунктах. Максимальная концентрация находок — Московская, Владимирская, Ивановская и Ярославская области. Как раз в тех, в которых в это время наблюдался подъём населения. Но эти территории не входили в Киевскую Русь, на территории которой, напротив, находки шёлковых тканей весьма малочисленны. По мере удаления от Москвы — Владимира — Ярославля плотность находок шёлка вообще стремительно падает, и уже в европейской части они единичны.

Читайте также:  Определение суда оставить без движения

В конце 1-го тысячелетия н.э. в Московском крае жили вятичи и кривичи, о чём свидетельствуют группы курганов (у станции Яуза, в Царицыне, Чертанове, Конькове. Дереалёве, Зюзине, Черемушках, Матвеевском, Филях, Тушине и др.). Вятичи составили и первоначальное ядро населения Москвы.

При этом раскопки, якобы, свидетельствуют о том, что в конце 11 в. Москва представляла собой расположенный у устья реки Неглинной небольшой городок с феодальным центром и ремесленно-торговым предградьем.

А уже в 1147 году Москва «впервые» упоминается в летописи как впадение Суздальского князя Юрия Долгорукого.

То же пишут историки и о Владимире, который был основан, якобы, только в 1108 году князем Владимиром Всеволодовичем Мо но махом, причём — для защиты Ростово-Суэдальской Руси с юго-востока. И абсолютно то же — невзрачное — пишут историки и о Ярославле: основан только около 1010 года.

А.А.Тюняев академик АФН и РАЕН

https://kramola-books.ru УНИКАЛЬНЫЕ КНИГИ В ЛИЧНУЮ БИБЛИОТЕКУ или В ПОДАРОК

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Русский Мир.Выпуск 6.

Докрещенский период истории Руси был большой головной болью советских историков и идеологов, о нём проще было забыть и не упоминать.

Проблема была в том, что в конце 20-х и начале 30-х годов ХХ столетия советские учёные гуманитарных наук смогли более-менее обосновать закономерную “эволюционность” новоиспечённой коммунистической идеологии “гениальных”  Маркса — Ленина, и разбили всю историю на пять известных периодов: от первобытнообщинной формации до самой прогрессивной и эволюционной – коммунистической.

Как жили на Руси в докрещенский период - Достояние планеты

Но период истории России до принятия христианства не вписывался ни в одно “стандартное” лекало – не был похож ни первобытнообщинный строй, ни на рабовладельческий, ни на феодальный. А скорее был похож на социалистический.

И в этом состояла вся комичность ситуации, и большое желание не обращать на этот период научного внимания. В этом была и причина недовольства Фрояновым и другими советскими учёными, когда они пытались в этом периоде истории разобраться.

В период перед крещением Руси у русов было, бесспорно, своё государство и при этом не было классового общества, в частности феодального. И неудобство было в том, что “классическая” советская идеология утверждала, что класс феодалов создаёт государство как инструмент своего политического господства и подавления крестьян. А тут получалась неувязочка…

Более того, судя по воинским победам русов над соседями, и что сама “царица мира” Византия платила им дань, то получалось, что “оригинальный” уклад общества и государства наших предков был более эффективным, гармоничным и выигрышным по сравнению с другими укладами и структурами того периода у других народов.

“И вот тут надо заметить, что археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. Выдающийся исследователь восточнославянских древностей И.И.Ляпушкин подчеркивал, что среди известных нам жилищ

“…в самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством.

Внутренне устройство жилищ и найденный в них инвентарь пока не позволяют расчленить обитателей этих последних лишь по роду занятий – на землевладельцев и ремесленников”.

Другой известный специалист по славяно-русской археологии В.В. Седов пишет:

“Возникновение экономического неравенства на материалах исследованных археологами поселений выявить невозможно. Кажется, нет отчётливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков”.

Всё это требует иного осмысления археологического материала” – отмечает в своём исследовании И.Я.Фроянов.

То есть, в этом древнерусском обществе не было смыслом жизни накопление богатств и передача его детям, это не было какой-то мировоззренческой или нравственной ценностью, и это явно не приветствовалось и презрительно порицалось.

А что было ценным? Это видно из того – чем клялись русские, ибо клялись самым ценным – например, и в договоре с греками 907 года русы клялись не золотом, не матерью и не детьми, а “оружием своим, и Перуном, Богом своим, и Волосом, скотьем богом”. Также Перуном и Волосом клялся Святослав в договоре 971 года с Византией.

То есть – самым ценным считали свою связь с Богом, с Богами, их почитание и свою честь и свободу.

В одном из договоров с Византийским императором есть такой фрагмент клятвы Светослава в случае нарушения клятвы: “пусть будем мы золотые, как золото это” (золотая дощечка-подставка византийского писца – Р.К.). Что лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

  • И теперь и тогда славяне, русы выделялись и выделяются в своём подавляющем большинстве доброжелательностью, душевностью, терпимостью к другим взглядам, то – что иностранцы называют “толерантностью”.
  • Яркий пример этому, – ещё до крещения Руси, в начале 10 века на Руси, когда в христианском мире и речи не могло быть, чтобы языческие капища, святилища или кумиры (идолы) стояли на “христианской территории” (при славной христианской любви ко всем, терпении и милосердии), – в Киеве за полвека до принятия христианства была построена Соборная церковь и вокруг неё существовала христианская община.
  • Это только теперь вражеские идеологи и их журналисты лживо завопили о несуществующей ксенофобии русских, и во все бинокли и микроскопы пытаются эту их ксенофобию увидеть, а ещё более – спровоцировать.
  • Исследователь истории русских немецкий учёный Б.Шубарт с восхищением писал:

“Русский человек обладает христианскими добродетелями в качестве постоянных национальных свойств. Русские были христианами ещё до обращения в христианство” (Б.Шубарт “Европа и душа Востока”)

У русских не было рабства в привычном понимании, хотя были рабы из пленников в результате сражений, у которых, конечно, был иной статус. И.Я.Фроянов написал на эту тему книгу “Рабство и данничество у восточных славян” (СПб.,1996г.), а в своей последней книге писал:

“Восточнославянскому обществу было известно рабство. Обычное право запрещало обращать в рабов своих соплеменников. Поэтому рабами становились захваченные в плен иноземцы. Их называли челядью. Для русских славян челядь – прежде всего предмет торговли…

Положение рабов не было суровым, как скажем, в античном мире. Челядин входил в родственный коллектив на правах младшего члена. Рабство ограничивалось определённым сроком, после которого невольник, приобретая свободу мог вернуться в свою землю или остаться у бывших хозяев, но уже на положении свободного.

Читайте также:  Открыл ип, но не работал надо ли платить налоги

В науке подобный стиль отношений между рабовладельцами и рабами получил наименование патриархального рабства”.

Патриархальное – это отеческое. Такого отношения к рабам вы не встретите не у мудрых греческих рабовладельцев, не у средневековых христианских торговцев рабами, ни у христианских рабовладельцев на юге Нового Света – в Америке.

Жили русские в родовых и межродовых поселениях, занимались охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством и ремесленничеством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома в которых жило 30-50 человек.

Дохристианское древнерусское общество было общинным, вечевым, где князь был подотчётен народному собранию – вече, которое могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать себе князя.

Древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен” – отметил И.Я.Фроянов.

Русский князь этого периода и его дружина не демонстрировала феодальных “гегемонских” признаков. Без учёта мнения авторитетнейших членов общества: глав родов, мудрых “дидов” и уважаемых военноначальников – решение не принималось. Хорошим примером этого был знаменитый князь Светослав. А.С.Иванченко в своём исследовании отмечает:

“…Обратимся к оригинальному тексту Льва Диакона… Встреча эта произошла у берега Дуная 23 июля 971 года, после того, как накануне Цимисхий запросил у Светослава мира и пригласил его к себе в ставку для переговоров, но тот ехать туда отказался… Пришлось Цимисхию , укротив свою гордыню, самому отправиться к Светославу.

Однако, мысля по-ромейски, император Византии желал, если не удалось воинской силой, то хотя бы пышностью своего облачения и богатством нарядов сопровождающей его свиты… Лев Диакон:

“Государь, покрытый парадными, золотой ковки, доспехами, подъехал верхом к берегу Истра; за ним следовали многочисленные сверкающие золотом всадники. Скоро показался и Святослав, переплывший реку в скифской лодке (это лишний раз подтверждает, что скифами греки называли руссов).

Он сидел на веслах и греб, как все, ничем среди других не выделяясь. Внешность у него была такая: среднего роста, не очень большого и не очень малого, с густыми бровями, с голубыми глазами, с прямым носом, с бритой головой и с густыми длинными волосами, свисавшими с верхней губы.

Голова у него была совсем голая, и только с одной её стороны свисал клок волос… Одежда на нём была белая, которая ничем другим, кроме заметной чистоты, не отличалась от одежд других.

Сидя в лодке на скамье гребцов он поговорил немного с государём об условиях мира и уехал… Государь с радостью принял условия русов…”.

Имей Святослав Игоревич относительно Византии такие же намерения, как против Великой Хазарии, он без особых усилий уничтожил бы эту кичливую империю ещё во время своего первого похода на Дунай: четыре дня пути оставалось ему до Царьграда, когда синкель Феофил, ближайший советник византийского патриарха, пал перед ним на колени, запросив мира на любых условиях. И действительно Царьград платил дань Руси огромную”.

Подчеркну важное свидетельство – князь русов Светослав равный по своему статусу византийскому императору был одет как все его дружинники и грёб веслами вместе со всеми… То есть, на Руси в этот период общинный, вечевой (соборный) строй был основан на равенстве, справедливости и на учёте интересов всех его членов.

С учётом того, что на современном языке умников “социум” – это общество, а “социализм” – это строй учитывающий интересы всего общества или его большинства, то мы видим в дохристианской Руси пример социализма, причём как очень эффективного способа организации общества и принципов регуляции жизни общества.

Продолжение в источнике: http://cont.ws/post/126011?_utl_t=fb

  1. Русский Мир:
  2. Выпуск 1: http://maxpark.com/community/politic/content/3705322
  3. Выпуск 2: http://maxpark.com/community/politic/content/3707248

Выпуск 3: http://maxpark.com/community/politic/content/3709078#share Выпуск 4: http://maxpark.com/community/politic/content/3711005#share

Выпуск 5. http://maxpark.com/community/politic/content/3711955#share

Кривичи, вятичи, русы и другие славянские племена, которые жили на территории Руси

 Русская семеркаРусская семерка

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск. Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия «Сибирь».

Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река».

Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары.[С-BLOCK]

Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты. В Византию они везли хлеб и меха, обратно — золото, серебро, предметы роскоши.

Торговали с болгарами, с арабами. Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград.

В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей. Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов».

Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем «ven-t» (влажный), или с праславянском «vęt» (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами.

Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями.

По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск.

Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок.

Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи — это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши.

Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь. В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словены (ительменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу.

От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов.

Словене то и дело воевали с варягами и соседями.

Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией. Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов.

Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.

И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти».

Вторая говорит о том, что русы — отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян.

Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» — было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году.

Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», — так летописец перечислял народы, населявшие страну. Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются.

По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *