Взаимодействие государства и бизнеса

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.10.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Взаимодействие государства и бизнеса

Если у вас нет времени на выполнение курсовой работы, то можно заказать курсовую работу и я её выполню быстро и качественно.

Взаимодействие государства и бизнеса

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Человеческое общество в ходе своего исторического развития породило два чрезвычайно интересных явления — государство и рынок. Выступая как продукт разных причин, изначально влияя на разные сферы жизни, со временем пути их движения все чаще пересекались, решаемые цели и задачи становились все ближе, а результаты — все более зависимыми от совместных усилий и действий. 

А уровень развития современного общества целиком и полностью определяется возможностями координации действий государства и рыночных сил, способностью сочетать и дополнять действия друг друга.

При этом не вызывает сомнений, что это относительно самостоятельные структуры, которые имеют свои механизмы влияния на развитие общества, имеют разные сферы влияния, специфические функции, цели и задачи. 

Вторая половина ХХ века. привнесла много нового в развитие экономического мира.

Появились признаки поиска совместных практических решений в области экономики; внутренние методологические недостатки неоклассического направления становились все более очевидными; появилось институциональное направление; противостояние сторонников регулирования экономики и либерального подхода к ее функционированию приобрело новые острые формы; в странах рухнувшей социалистической системы наблюдался отказ от марксизма как основы экономической идеологии.

Последние десятилетия ознаменовались глубокими трансформационными изменениями в экономических системах, которые затронули как страны бывшего социалистического лагеря, так и многие быстро развивающиеся экономики Азии и Латинской Америки, — изменения, которые означают переход, как правило, от административно-командной , бюрократическая система или ее элементы на рыночную. экономика. 

Обобщение институциональных особенностей и закономерностей такого перехода в разных, и в то же время, во многом схожих странах с переходной экономикой было и остается предметом детального исследования экономистов — как теоретиков, так и практиков, а также юристов, политологи, социологи.

В переходных процессах всех этих стран государство играло и продолжает играть огромную роль, которое само должно было перестраиваться, обновляя свои функции. Эта роль государства была особенно важна в создании одного из столпов современной рыночной экономики — бизнеса. 

  • Любые хозяйственные действия, совершаемые бизнесом, а также любые меры, предпринимаемые государством в различных сферах национальной экономики, связаны между собой множеством явных и скрытых факторов, причин, взаимосвязей. 
  • Поэтому выбор сложных и многогранных отношений между государством и бизнесом в качестве объекта исследования основывался на актуальности и остроте существующих проблем, от решения которых зависит вектор развития национальной экономики.
  • Теоретическая и методологическая основа исследования определяется тем, что в настоящее время анализ и развитие проблемы взаимоотношений государства и бизнеса уже не могут основываться на какой-либо одной экономической теории.

Основные формы взаимоотношений государства и бизнеса 

Развитие научных подходов к рассмотрению взаимодействия групп интересов на стыке экономики и политики происходило в течение длительного периода времени. Более того, свой вклад в изучение этого вопроса внес основатель экономической теории А. Смит, который видел в частном бизнесе инструмент ограничения действия неблагоприятных внешних факторов и концентрации внутренних ресурсов.

Формирование научных взглядов на данную тему проходит долгий путь от выявления отдельных субъектов рынка политических услуг до современных работ по анализу баланса в выработке регулирующих решений в зависимости от характеристик внешней среды, в том числе характеристик национальной экономики и экономики. легальная структура. 

В целом история человеческого общества знает три формы отношений между государством и экономикой: 

  • Государство напрямую контролирует экономику. Получается национализированная экономика, и последствия можно понять, обратившись к истории советской экономики; 
  • Слияние государства и бизнеса. У этой формы есть разные разновидности:
    • в виде государственного патронажа (патроната за лояльность клиентов). По этому типу представители предпринимательства включаются в государственные органы (советы по предпринимательству, по малому предпринимательству при государственных органах; предприниматели в Совет при президенте). Такого рода взаимодействие государства и экономики иногда называют патронажно-клиентской формой отношений государства и бизнеса; 
    • симбиотическая форма отношений государства и бизнеса. Это взаимное проникновение представителей экономической элиты во властные структуры и наоборот;
    • олигархическая форма отношений бизнеса и государства. Это когда предпринимательские структуры укрепляются и выходят из статуса клиента государства и переходят на горизонтальный уровень с бывшим патроном. Клиент заставляет покровителя считаться с собой, а иногда и заботится о начальстве. 
  • Научные основы взаимоотношений государства и экономики. 

Это тяжело проталкивает дорогу к власти, но в конечном итоге все альтернативы уступают этой форме взаимодействия государства и экономики. При такой форме взаимодействия государство всегда должно помнить об ограничениях своего вмешательства в экономику.

  1. На основе вышеизложенного принято выделять идеальную теоретическую модель взаимодействия власти и бизнеса, которая дает определенный образ этого взаимодействия в условиях «идеальной рыночной экономики». 
  2. Он определяет роли субъектов взаимодействия: субъекты, представляющие интересы бизнеса, согласовывают правила игры и поручают контроль за их соблюдением государству как агенту-гаранту. 
  3. Здесь фиксируются обязательства сторон: государство гарантирует бизнесу создание благоприятной среды и производство общественных благ, необходимых для его функционирования и развития, таких как производственная, социальная и институциональная инфраструктура; бизнес берет на себя обязательства по уплате налогов и воспроизводству использованных экономических ресурсов.
  4. Идеальной модели противостоит национальная модель взаимодействия власти и бизнеса, которая отражает общие черты этого взаимодействия в определенной национальной модели рыночной экономики (либеральной, социально-корпоративной, корпоративно-патерналистской). 
  5. Он отражает предшествующую историю развития страны, реальную практику государственного строительства и зарождения бизнеса.

Таким образом, сформировавшиеся в ходе исторического развития той или иной страны представления о «справедливости» во многом определяют целевые функции хозяйствующих субъектов, их отношение к возможным вариантам распределения прав собственности на экономические ресурсы между частными агентами, государственные и коммунальные структуры. Все это определенным образом изменяет роли государства и бизнеса во взаимодействии, а также объем и характер их взаимных обязательств.

Наряду с идеальной и национальной моделями можно выделить нормативную картину (модель) взаимодействия бизнеса и власти, которая формируется из формальных норм, правил и практик их применения, установленных в данной стране, а также Реальная институциональная модель ему противопоставлена, как совокупность формальных и неформальных норм, правил и практик их взаимодействия.

Возникновение капитализма предопределило появление самостоятельной науки — политической экономии. Первоначально его внимание было сосредоточено не на сфере производства, а на сфере обращения.

Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купцов. Выражением его интересов стала первая школа, возникшая в политической экономии — меркантилизм (XVI-XVIII вв.).

В 1615 году Антуан де Монкретьен (1575–1621) издает «Трактат о политической экономии», давший название новой науке.

В центре меркантилистских исследований были проблемы торговли и платежного баланса.

Меркантилисты не были пассивными наблюдателями; они пытались активно влиять на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства.

Торговая буржуазия стремилась выдать свою точку зрения за национальный национальный интерес. Протекционистская политика стала выражением временного союза между дворянством и коммерческой буржуазией.

Интерпретация происхождения государства и права в результате свободного договора свободных индивидов берет свое начало из популярной в наше время теории «общественного договора» (социального договора). Изначально эта концепция была иллюзией особого рода — обращенной в прошлое современностью.

Он зародился в эпоху религиозных войн, когда освященное традициями феодальное регулирование стало постепенно уступать место сознательному регулированию гражданского общества. Это было время более глубокого понимания справедливости; честность и бизнес многим казались несовместимыми.

Развитие контрактной этики, культуры соблюдения контрактов стало императивом.

Происходит радикальное переосмысление прав и свобод, предоставленных каждому человеку «от рождения».

Одним из основоположников теории общественного договора был английский философ и экономист Джон Локк (1632–1704).

Именно в его работах мы находим обоснование концепции частной собственности как необходимой предпосылки гражданского общества и договорного толкования полномочий государственной власти.

Конечно, концепции «естественных прав» и «общественного договора» отражали не реальный процесс политического генезиса, а программные требования «третьего сословия» в его борьбе с абсолютистским государством.

Эта концепция представляет собой абстракцию, идеальный образ рыночной экономики, где все люди — простые товаропроизводители, работающие в условиях совершенной конкуренции.

Это были методологические основы классической политической экономии.

В отличие от меркантилистов, Адам Смит (1723-1790) в «Богатстве народов» (1776) подчеркивал важность государства, во-первых, в защите и защите частной собственности как от посягательств со стороны других членов этого общества, так и со стороны зарубежных стран, а также во-вторых, в производстве товаров, которые не выгодны частным производителям. Поэтому основными функциями государства, по мнению Адама Смита, должны быть: социальная поддержка малообеспеченных и инвалидов; поддержание правопорядка и обороны.

Давид Рикардо (1772-1823) посвятил свой основной очерк анализу основ налогообложения (1817).

Читайте также:  Как рассчитать отпускные: формула для расчета среднего заработка необходимого для оплаты ежегодного отдыха рабочего.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) в своих Принципах политической экономии (1848) вплотную подошел к пониманию сбоев рынка и считал, что государство может и должно брать на себя расходы по развитию экономической инфраструктуры, поддержанию науки. Он выступал против поляризации общества и призвали к социальному партнерству. 

В 30-х годах XIX в.

Либеральная доктрина делится на два направления: классически либеральное, которое выступает за свободу предпринимательства и невмешательство государства в экономику, и реформистское, современное либеральное направление, которое, не отказываясь от базовых либеральных ценностей, защищает активную роль штат. Во главе второго направления стояли И. Бентам, Дж. Милль, Дж. С. Милль.

Иеремия Бентам (1748-1832) считал, что гармония интересов («арифметика счастья») возможна в результате разумного законодательства, поэтому он выступал последовательным сторонником либеральных реформ в области законодательства, критиковал потомственную аристократию и боролся для дальнейшей демократизации избирательного права.

Он не был сторонником суровых наказаний, считая, что неотвратимость наказания важнее жестоких мер по его осуществлению. Его концепция государственной политики включала требования к государству по обеспечению прожиточного минимума, безопасности, процветания и равенства. И. Бентам оказал большое влияние на Дж. Милля и Дж. С. Милля.

Именно в рамках либерального реформизма впервые была поставлена ​​проблема активного вмешательства государства в экономику как фактора поступательного развития.

Правда, тогда государственное вмешательство в экономику означало не экономическую политику в современном понимании этого слова (денежную, фискальную и др.

), А законодательную деятельность, направленную на регулирование рабочего дня, условий безопасности труда, уровня минимальная заработная плата, а также вмешательство (при необходимости) в социальные конфликты.

Одним из первых, кто критиковал классическую политическую экономию, был немецкий экономист Фридрих Лист (1789–1846). В своей «Национальной системе политической экономии» (1841 г.

) он рассматривает политическую экономию не как универсальную и наиболее совершенную систему экономических знаний, а как историческую науку, выделяя пять этапов экономического развития наций. Такой исторический подход не случаен, потому что Ф.

Лист хотел, прежде всего, отразить особенности развития своей страны. А что может быть национальнее истории? Поэтому, критикуя космополитическую экономику А. Смита, Ф. Лист выступает прежде всего как национальный экономист.

Он противопоставляет «политическую экономию меновых ценностей» национальной экономической теории производительных сил, в центре которой не разделение труда.

Понимая, что принцип сравнительного преимущества может использоваться в первую очередь богатыми государствами, а свободная торговля выгодна для развитых стран, он защищал всестороннее развитие Германии (гармоничное сочетание фабрично-заводской промышленности с сельским хозяйством) под видом протекционистской политики. Он считает, что рост цен из-за протекционистской политики государства станет средством индустриального образования нации. Однако он не абсолютизировал протекционизм и считал его полезным, в основном, в переходный период, когда экономическое развитие страны все еще отстает от экономики передовых государств.

Именно взгляды Ф. Листа предопределили развитие исторической школы, подготовившей формирование институционализма. В своем развитии историческая школа прошла три стадии: старую (В. Рошер, Б. Хильдебранд, К. Книс), новую (Г. Шмоллер, К. Бюхер) и новейшую (В. Зомбарт, М. Вебер).  

По мере того как борьба с феодальной идеологией отошла на второй план, экономическая философия была вытеснена практическими рекомендациями. Альфред Маршалл (1842-1924) отводил государству более скромную роль.

Его анализу посвящена только последняя, ​​пятая книга «Основ экономики» (1890 г.). Он охватывает традиционные вопросы налогообложения, хотя выделены новые аспекты — проблема перекладывания налоговой нагрузки.

Критика государственного вмешательства в экономику обоснована в книге Леона Вальраса (1834-1910) «Очерки социальной экономики. Теории распределения общественного богатства» (1896).

Автор выступает за минимальное государство, функции которого должны были быть ограничены только производством общественных благ и контролем над монополиями.

Такое ограничение экономических функций позволяет снизить уровень налогов, главным из которых, по мнению Л. Вальраса, должны быть налоги не на доходы, а на имущество.

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития / КонсультантПлюс

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной социально ориентированной экономике, являются не только занятые в экономике знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых в экономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которые сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей:

эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;

функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;

равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;

высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;

широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.

Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая система, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для активизации инновационных процессов. Только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития «демократия — человек — технологии», Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Открыть полный текст документа

Модель взаимодействия государства и бизнеса

Партнерство власти и бизнеса – одна из самых комментируемых тем в программах, посвященных поиску выхода экономики из кризиса.

Об этом говорят многие и много, но какие проблемы решает такое судьбоносное сотрудничество, поясняют единицы и то как бы вскользь, чтобы не превысить полномочия и не запутаться в трактовках.

В этой ситуации каждый предприниматель должен на своем опыте постигать, кем в действительности друг другу приходятся бизнес и государство.

Государство и бизнес – два важнейших института, благодаря которым возможно существование общества в том виде, в каком современный человек привык его видеть. Каждый из этих институтов имеет несколько сфер влияния.

К основным сферам влияния государства относятся:

  • обеспечение безопасности и стабильности в обществе;
  • организация и регулирование экономической жизни;
  • социальное обеспечение;
  • поддержка культурного развития;
  • охрана окружающей среды.
Читайте также:  Налог на наследство по завещанию

Основными сферами влияния бизнеса являются:

  • создание материальных благ;
  • создание рабочих мест;
  • формирование потребительского спроса;
  • включение членов общества в систему отношений собственности;

Если более внимательно посмотреть на все перечисленные сферы влияния, то очевидно, что ни одна из них не может обслуживаться исключительно стараниями государства или бизнеса.

Весь этот конгломерат представляет собой социально-экономическую систему взаимодействия бизнеса, общества и власти.

То же касается и обеспечения безопасности и стабильности в обществе.

Чтобы наладить действительно эффективную систему безопасности, государство не может обойтись без работы бизнес-структур, обеспечивающих всю систему необходимыми материальными ресурсами.

Социальное обеспечение невозможно без эффективного задействования трудоспособного населения государства в качестве рабочей силы на коммерческих производствах и т. д.

Бизнесмену очень важно понимать свою принципиальную и ведущую роль в деле построения и развития современного общества.

Такое понимание позволит:

  • наладить конструктивный диалог с государственной властью;
  • правильно сформировать свои предпринимательские цели;
  • определить круг доступных инструментов для достижения поставленных предпринимательских целей.

Осознать себя равноправным партнером, а не пешкой в руках более могущественных структур – хорошее начало для формирования собственной предпринимательской стратегии.

Порядок взаимодействия бизнеса и государства

Можно выделить две основные формы взаимодействия власти и бизнеса:

  • административно-властные отношения;
  • государственно-частное партнерство.

Административно-властное взаимодействие бизнеса и власти основано на отношениях подчиненности предпринимателей решениям, принимаемым субъектами власти в рамках тех полномочий, которые выделены им законом. Это важный блок координирования собственной деятельности в рамках соответствия административно-правовым требованиям.

Однако для получения действенных инструментов достижения своих основных предпринимательских целей следует более подробно изучить формы именно партнерского взаимодействия между бизнесом и властью.

Возможности партнерства

Из основных форм государственно-частного партнерства можно выделить:

  • государственно-частные предприятия;
  • арендные отношения, включая лизинг;
  • соглашение о разделе продукции;
  • государственный контракт;
  • концессию.

Возможность и порядок использования этих инструментов регулируется общими нормами российского хозяйственного и гражданского права, а также специальными законами, цель которых – максимально употребить на пользу общества сотрудничество бизнеса и государства.

Одним из ярких примеров таких специальных законов является ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Государственно-частное предприятие – объединение частных и государственных ресурсов для достижения определенных целей. Примером государственно-частных предприятий является объединение частного и государственного капитала в деле производства средств государственной безопасности, добыче полезных ископаемых и т. п.

Следует отметить, что передача государственных ресурсов на учреждение нового бизнеса очень усложнена и бюрократизирована. Рядовому предпринимателю практически невозможно выйти на такой уровень партнерства. Поэтому на начальном этапе все-таки лучше обратить внимание на более прозрачные формы доступа к государственным ресурсам:

  1. Аренда помещений, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Современные формы партнерства предполагают предоставление социально ориентированному бизнесу площадей в аренду со значительно сниженными арендными ставками.
  2. Государственный контракт – возможность на коммерческой основе осуществлять снабжение государственных и муниципальных учреждений товарно-материальными ценностями, работами и услугами.
  3. Концессионные соглашения – передача государством некоторых своих прав в пользование коммерческой организации, за что предприниматель выплачивает государству определенные платежи. Одна из широко используемых возможностей концессии – передача государством собственных объектов на реконструкцию предпринимателям с дальнейшим предоставлением им права управлять реконструированными объектами в обмен на ежемесячные концессионные платежи в казну.

Такая форма партнерства, как соглашение о разделе продукции, чаще всего применяется при освоении государством в сотрудничестве с крупными бизнес-корпорациями месторождений полезных ископаемых.

Ключевой проблемой взаимодействия бизнеса и власти в современных российских реалиях является не столько желание чиновников пользоваться административно-властным ресурсом для получения личных выгод при осуществлении бизнес-схем, сколько отсутствие стремления у предпринимателей наладить конструктивный диалог с государством.

Есть мнение, что такая пассивность большого количества предпринимателей – негативные последствия уже уходящей в историю административно-командной системы управления экономикой СССР. Чем быстрее наши предприниматели перестроятся под новые требования рынка, тем больше у них будет возможностей в привлечении государственных ресурсов в свой бизнес.

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

Взаимодействие государства и крупного бизнеса в современной России

Определение 1

Взаимодействие государства и крупного бизнеса в современной России – это урегулированный нормами отечественного законодательства и подзаконных актов сложный процесс установления партнерских отношений между представителями крупного бизнеса и органами государственного управления для эффективной реализации на взаимовыгодных условиях задач социально-экономического развития государства в целом, отдельных территорий, его образующих, и отдельных отраслей экономики.

Взаимодействие представителей крупного бизнеса и органов государственной власти направлено на удовлетворение следующих интересов:

  • с позиции государства такое взаимодействие позволяет решить вопросы развития экономики, в том числе производственной сферы, что обеспечивает рост бюджетных доходов и благосостояния населения;
  • с позиции представителей крупного предпринимательства взаимодействие с органами государственной власти позволяют бизнесу в условиях глобальной конкуренции заручиться поддержкой государства.

Экономика всякого государства предполагает взаимодействие значительного числа субъектов: это представители бизнеса крупного, среднего или малого уровней.

Традиционно большую часть субъектов экономических отношений составляют представители среднего и малого бизнеса: это предприниматели, которые функционируют без образования юридического лица, организации, в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, кооперативы, объединения таких организаций и пр.

В свою очередь, представители крупного бизнеса – это относительно малочисленная группа, однако именно эти субъекты нередко оказывают решающее воздействие на состояние конкуренции в экономической системе страны, на уровень развития экономики и на место национальной экономики в глобальной экономической системе.

Замечание 1

Как демонстрирует практика развития бизнеса, крупные предприниматели в первую очередь получают доступ к важнейшим ресурсам развития, инвестициям и инновациям, к высокопрофессиональному персоналу.

Представители крупного бизнеса выступают опорой государства и поставщиком значительного объема доходов бюджета. Государство активно поддерживает развитие крупного бизнеса. В свою очередь, крупный бизнес посредством взаимодействия с государством извлекает пользу не только экономическую выгоду, он получает возможность лоббировать свои интересы через политические структуры.

Основные направления взаимодействия крупного бизнеса и государства в современной России

Отношения между бизнесом и государством в современной России постоянно преобразуются, видоизменяются и развиваются. Сегодня происходит становление нового формата отношений между представителями крупного бизнеса и государственными структурами: такое взаимодействие направлено на установление взаимовыгодных партнерских отношений.

Изменения происходят и во внутренней структуре крупного бизнеса. Развитие крупного предприятия в условиях конкурентного рынка предполагает наступление предела его расширения в определенный момент времени, когда затраты на расширение начинают превосходить ресурсы, направляемые на развитие.

В течение последних нескольких лет эта тенденция проявляется и в крупном бизнесе в России. Многие крупные предприятия, оценивая эффективность собственной деятельности, приходят к выводу о необходимости развития и углубления отдельных наиболее прибыльных и перспективных направлений собственного бизнеса вместо реализации стратегии расширения.

Так, например, крупные нефтяные компании выделяют из своего состава отдельные месторождения или отдельные подразделения.

Другой положительной тенденцией развития крупного бизнеса следует признать возможность привлечения инвестиций посредством размещения акций для публичного предложения. Современная прогрессивная компания сегодня стремится не к организации корпоративной структуры, а к обеспечению роста акционерной стоимости компании.

Это, в свою очередь, позволяет снизить объем акций, необходимой акционеру для обеспечения контроля над компанией на случай несанкционированного захвата собственности.

Так, если раньше главные акционеры крупных предприятий стремились получить стопроцентный контроль над акциями, то сегодня для эффективного контроля достаточно на 51 процента акций.

Названные тенденции предопределяют и прогрессивное развитие взаимодействия между государством и крупным предпринимательством. Указанное подтверждается становлением и развитием института государственно-частного партнерства. Этот институт позволяет привлечь частные средства для обеспечения эффективного использования имущества, которое юридически является имуществом государства.

Необходимо отметить, что различные формы государственно-частного партнерства активно используются и в зарубежных правопорядках, прежде всего, в тех отраслях экономики, которые обеспечивают инфраструктуру (это транспорт, связь, коммунальное хозяйство и пр.).

Однако эффективное использование государственно-частного партнерства требует значительной нормативно-правовой проработки такого взаимодействия.

Еще одним важным для отечественной экономики направлением взаимодействия крупного бизнеса и государства следует признать учреждение и развитие особых экономических зон. Такие экономические зоны посредством государственной поддержки становятся базой для разработок инноваций.

Кроме того, важной составляющей развития взаимодействия между государством и крупным бизнесом выступает проработка вопросов концессионных соглашений. Такие соглашения позволят привлечь значительный объем зарубежных инвестиций.

Положительно зарекомендовала себя и такая форма взаимодействия крупного бизнеса и государства как соглашение о разделе продукции. В соответствии с такой формой взаимодействия представители крупного бизнеса обязуются расплачиваться с государством посредством передачи части добытого продукта.

Читайте также:  Коэффициент выслуги лет по регионам военнослужащим 2021 год

Взаимодействие власти и бизнеса как необходимый элемент развития современной экономической сферы

Ахмеджанов, В. Э. Взаимодействие власти и бизнеса как необходимый элемент развития современной экономической сферы / В. Э. Ахмеджанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60119/ (дата обращения: 21.09.2021).



В данной статье обосновывается необходимость взаимодействия органов власти и бизнес-структур как элемента развития экономической сферы. В статье также рассмотрено взаимодействие власти и бизнеса как форма государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: власть, бизнес, экономическая сфера, государственно-частное партнерство.

This article substantiates the need for interaction between government and business structures as an element of economic development. The article also discusses the interaction of government and business as a form of public-private partnership.

Keywords: power, business, economic sphere, public-private partnership.

Особенности механизма взаимодействия и взаимовлияния экономики и государства всегда являлись центром внимания и изучения как теоретиков, так и практиков экономических наук. На различных научно-практических и научно-теоретических конференциях актуализируется вопрос о влиянии воздействия предпринимательства на отношения таких сфер как государство и экономика.

Для достижения успеха и баланса взаимодействия между государством и обществом, необходимо вести речь не о полной замене государством рынка либо его устранении в регулировании рыночной деятельности, а о разумных пределам вмешательства и взаимоотношений между бизнесом и государством, когда они обуславливают взаимовлияние как сотрудники, не являясь подменой или заменой друг друга.

Проводя анализ проблем взаимодействия государства и экономики в условиях российской действительности, стоит учитывать фактор исторической обусловленности данных процессов, который оказал значительное влияние на формирование предпринимательства в России и определил сегодняшнюю ситуацию и дальнейшие перспективы развития.

Характерной чертой развития предпринимательства в России выступает факт того, что с момента своего возникновения в данной сфере экономических отношений государство занимало активную позицию.

Российский бизнес никогда не являлся полностью самостоятельной категорией, которая свободна от нерыночных форм воздействия.

В России именно государство выступало основным звеном существования и регулирования экономической сферы [1, C 78].

Многие развитие страны осуществляли централизованное управление экономической сферой, используя механизм сочетания государственного регулирования и рыночных методов.

Спецификой российского предпринимательства является обусловленность историческим опытом, в результате которого Россия и западные страны не могут иметь большое количество общих форм развития предпринимательства.

Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 40 % от всех малых и средних предприятий. 18 % предприятий заняты в сфере услуг, 12 % — строительные компании, 11 % предприятий составляют обрабатывающие производства.

Индивидуальные предприниматели работают в основном в сфере торговли и бытовых услуг. 96 % предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств.

В Российской Федерации в 2018 году действует6 001 091 МСП: из них, 5 729 651 (95,5 %) — микро, 252 521 (4,2 %) — малых, 18 919 (0,3 %) — средних [2].

Но необходимо отметить тот факт, что российская экономическая сфера не поднимется исключительно положившись на рыночные силы, учитывая сложившиеся кризисные условия.

Дальнейшее государственное развитие, преодоление кризисных условий зависят от эффективного и цивилизованного взаимодействия сфер экономики и государства.

Таким образом, необходимость партнерства государства и бизнеса определяется рядом факторов [3, C 12]:

  • − эффективное управление и развитие доминирующей частной собственности нуждается в партнерском взаимодействии между общество, властью и бизнесом;
  • − образовавшийся дисбаланс системы трехсторонних отношений, выступает негативным фактором, устранение которого направлено на равновесие участников экономического сотрудничества и гармонизацию взаимодействия власти, бизнеса и общества;
  • − отделением административных механизмов государственного воздействия от непосредственного участия в частной собственности и слабым присутствием во власти бизнес-структур, которые располагают значительными организационными, интеллектуальными и экономическими ресурсами;
  •  сохранением предприятий стратегической направленности в руках государственной власти, а также необходимостью повышения уровня эффективности развития и функционирования за счет сотрудничества государства и бизнеса;
  •  потенциальной выгодой, которая может быть получена от партнерского взаимодействия власти, бизнеса и общества.

В настоящее время понимание всего комплекса взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы.

Думается, что особую важность эта задача приобретает именно для России, когда формирование новой государственности и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социально-политических процессов [4, C 54].

Формирование специфических моделей взаимодействия бизнес-структур, органов государственной власти и гражданского общества в Российской Федерации является одним из определяющих факторов успеха реформирования экономики и, как следствие, увеличение темпов экономического роста, а также влияет на эффективность функционирования политической системы. Однако формирование тех или иных моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти зависит от предыдущего опыта развития страны, существующей политической культуры и сформировавшихся социальных, экономических и политических институтов [5, C 8].

Роль государственного сектора особенно возрастает в связи с проблемами национальной безопасности и вопросами, касающимися реализации концепции устойчивого развития.

Несмотря на отказ от директивного вмешательства, позиции государства в народном хозяйстве достаточно сильны.

Государство не ушло из экономического процесса, речь идет о поиске новых форм государственного взаимодействия с экономикой [6, C 37].

Одним из подобных форм взаимодействия может выступать государственно-частное партнерство.

В процессе трактовки понятия государственно — частного партнёрства (ГЧП) особое значение имеет вопрос соотношения всех вложенных затрат и разделения перечня рисков на основании совместных проектов. Некоторые авторы акцентируют своё внимание на процессе привлечения дополнительных финансовых вложений в экономику именно с позиции частного сектора.

Важно отметить, что государственно — частное партнёрство представляется «долгосрочным уровнем партнёрства, которое не может быть ориентировано только на малозначимое и краткосрочное участие второй стороны в процессе отношений.

Всё это проводится для более успешного и эффективного развития обязанностей, которые стоят перед муниципалитетами, при условии качественно нового привлечения инвестиций» [7, C 103].

Процесс функционирования ГЧП оказывает важное влияние на экономику, обеспечивая следующие моменты [8, C 41]:

  1. Повышает эффективность реализации проектов при помощи участия в них частного бизнеса, который может более эффективно решать вопросы производственного и управленческого характера в условиях рынка.
  2. Наращивает качество обслуживания конечных потребителей, а так же процесс реализации общественных проектов в более короткие сроки.
  3. Снижает уровень нагрузки на государственный бюджет при помощи привлечения частного сектора и переложения части затрат на пользователей.
  4. Привносит дополнительные возможности для развития системы предпринимательства, что в перспективе может способствовать решению проблем занятости, так как на рынке труда может повышаться спрос на высококвалифицированные профессии.

Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики, поскольку данный механизм — это не простое сложение ресурсов. Следует понимать, что каждая из сторон партнерства имеет собственные цели, о чем указывалось выше, решает свои конкретные задачи, стороны имеют различные мотивации.

Таким образом, опыт организации государственно-частного партнерства показывает, что эта форма взаимодействия власти и бизнеса в последние годы является одной из самых эффективных. Государство оказывает значительную поддержку реализации проектов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Литература:

  1. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А., Баженов А. В., Воротников А. М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2015.
  2. Развитие предприрниматеоьства в 2018 году // Электронный ресурс [Режим доступа — свободный] https://incrussia.ru/understand/svadby-chashhe-a-stomatologi-dolshe-biznes-rossii-v-tsifrah-v-issledovanii-inc/
  3. Бутенко Д. Е. Государственно-частное партнерство как механизм повышения конкурентоспособности промышленности России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № S9.
  4. Новикова О. В., Проблемы институционального взаимодействия государства и гражданского общества // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. № 3.
  5. Серебряков, С. Л. Гражданское общество, свобода, ответственность / С. Л. Серебряков // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 3.
  6. Бутенко Д. Е. Теоретические аспекты государственно-частного партнерства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 17.
  7. Бондаренко Е. Ю. Оптимизация рисков частно-государственного партнёрства с участием международных финансовых институтов / Е. Ю. Бондаренко // Экон. науки. — 2016. — № 5.
  8. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнёрство: некоторые вопросы теории и практики / В. Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 9.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, бизнес, экономическая сфера, государственная власть, государственно-частное партнерство, государство, гражданское общество, предприятие, Российская Федерация, частный сектор.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *