Обжалование постановления об административном правонарушении: образец и порядок действий

Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям (защитникам) юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам исчисления сроков.

Срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. В иных случаях постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в суд общей юрисдикции.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается непосредственно в соответствующий суд с приложением необходимых документов.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подписывается заявителем или его представителем (защитником).

В жалобе должны быть указаны: наименование суда, в который подается жалоба, наименование административного органа, принявшего оспариваемое постановление, название, номер, дата принятия оспариваемого постановления и иные сведения о нем; права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым постановлением; требование заявителя и основания, по которым он оспаривает постановление административного органа; перечень прилагаемых документов.

  • К жалобе на постановление по делу об административном правонарушении прилагаются текст оспариваемого постановления, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии жалобы в административный орган, принявший постановление.
  • В статье 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
  • 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Можно ли оспорить протокол об административном правонарушении до его рассмотрения уполномоченным органом?

К административной ответственности может быть привлечён любой человек. Не всегда эти меры справедливы, поэтому есть возможность оспаривания.

Основным документом является протокол, в котором фиксируются все детали.

Каждому человеку даётся право на обжалование принятого уполномоченным органом решения, действия (бездействия), однако обжалование протоколов об административном правонарушении действующим законодательством НЕ предусмотрено.

В КоАП РФ нет обжалования протокола об административном правонарушении, но есть можно обжаловать постановление о применении наказания за совершение такого деяния. Протокол и постановление – разные процессуальные документы.

Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают, что вопрос о правильности составления протокола об административном правонарушении выясняется судьей, органом или должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.

4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

По своей правовой природе протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, составление протокола не оканчивает производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении не порождает правовых последствий для лица, в отношении которого он составлен.

При этом, указанные обстоятельства не лишают заинтересованных лиц права по результатам ознакомления с протоколом об административном правонарушении представить свои объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.

2 КоАП РФ), а при обжаловании постановления (решения) по делу об административном правонарушении — привести в жалобе замечания и возражения на протокол об административном правонарушении, которые подлежат оценке судьей, должностным лицом при рассмотрении жалобы.

Указанный вывод нашел свое подтверждение в Определении Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 № 3071-О.

  • Таким образом, при несогласии с протоколом об административном правонарушении Вы вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему, а также, при несогласии с принятым по результату рассмотрения протокола решением, обжаловать его в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.
  • Старший помощник прокурора края
  • по приему и рассмотрению обращений граждан

Алгоритм обжалования действий и решений в административном процессе

ШАГ 1: Определяем, куда обратиться с жалобой
ШАГ 2: Оформляем жалобу
ШАГ 3: Направляем жалобу
ШАГ 4: Участвуем в рассмотрении жалобы

Торговый объект, в отношении которого ведется административный процесс (например, решается вопрос о наложении штрафа, конфискации товара и т.д.), вправе обжаловать действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего процесс .

Такими действиями могут быть отказы в удовлетворении ходатайств представителей торгового объекта, удовлетворение судьей ходатайства должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и т.д.

Под решениями, подлежащими обжалованию, понимаются действия, в результате которых был издан имеющий определенную юридическую силу письменный документ. Например, решение о наложении ареста на товары, принятое в качестве меры обеспечения административного процесса .

Обратите внимание!
Постановление, вынесенное по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, рассматривается в ином порядке .

Жалоба может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении . При этом ее подача не приостанавливает ведение процесса.

Обратите внимание!
Налоговым кодексом Республики Беларусь не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче жалобы в порядке, предусмотренном главой 7 ПИКоАП.

Определяем, куда обратиться с жалобой

Действия и решения могут быть обжалованы :

Лицо, чьи действия (решения) обжалуются Куда можно обратиться с жалобой
Должностное лицо вышестоящее должностное лицо;
вышестоящий государственный орган;
прокурор;
суд
Судья председатель суда
Председатель суда председатель вышестоящего суда
Обратите внимание!
Если дело об административном правонарушении уже направлено в суд, жалоба будет рассматриваться вместе с этим делом в суде .

Заявитель может направить жалобу одновременно нескольким адресатам, к примеру вышестоящему должностному лицу и в вышестоящий орган. Запрещается передавать жалобу для рассмотрения должностному лицу, действия которого обжалуются .

Оформляем жалобу

Требования к форме и содержанию жалобы не определены. Жалоба составляется в произвольной форме, на фирменном бланке, с проставлением реквизитов исходящего письма. В ней целесообразно указать:

  • — наименование должностного лица (государственного органа, суда), в который она направляется;
  • — данные торгового объекта, который ее направляет, наименование и место нахождения организации, от имени которой она подается (наименование, банковские реквизиты, контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии), место нахождения);
  • — действие, решение, которые обжалуются;
  • — доводы, как именно обжалуемые действия или решения нарушают права и законные интересы торгового объекта (со ссылками на акты законодательства);
  • — ходатайство о присутствии при рассмотрении жалобы (если торговый объект намеревается отослать своего представителя для участия в рассмотрении);
  • — должность, подпись и инициалы руководителя организации, подписавшего жалобу (данные представителя организации по доверенности).

К жалобе нужно приложить копии необходимых документов, в том числе подтверждающих соответствующие полномочия (например, доверенность представителя). Копии нужно заверить в установленном порядке .

  1. Направляем жалобу
  2. Жалобу (с прилагаемыми подтверждающими документами) можно:
  3. — направить по почте заказным письмом с уведомлением (которое должно вернуться с отметкой о вручении);
  4. — принести лично и передать уполномоченному лицу (которое должно зарегистрировать документ и сообщить входящий номер).
  5. Второй экземпляр (копия) жалобы с отметками о вручении (прикрепленным уведомлением) подшивается к исходящим документам.
  6. Участвуем в рассмотрении жалобы
Читайте также:  Образец справки об алиментах для соцзащиты и где её взять (2021 год)

При условии заявленного ходатайства можно участвовать в рассмотрении жалобы. Неявка заявителя или представителя организации рассмотрению не препятствует. Срок рассмотрения — не позднее пяти дней со дня поступления жалобы .

  • По результатам рассмотрения принимается решение :
  • — о полном или частичном удовлетворении жалобы;
  • — об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение по жалобе является окончательным и не подлежит обжалованию . Копия решения по жалобе в течение трех суток высылается заявителю .

Постановление Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 89-АД17-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2017 г. N 89-АД17-2

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Ковковой Н.В. на постановление инспектора отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от 1 апреля 2016 г. N , определение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 16 июня 2016 г.

, определение судьи Тюменского областного суда от 13 июля 2016 г. и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 27 октября 2016 г., вынесенные в отношении Ковковой Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.

30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением инспектора отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от 1 апреля 2016 г. Ковкова Н.В.

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.

30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Считая постановление должностного лица незаконным, Ковкова Н.В. обжаловала его вышестоящему должностному лицу.

Определением начальника отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от 29 апреля 2016 г. в принятии данной жалобы отказано.

Ковкова Н.В. подала жалобу на постановление должностного лица в Тюменский районный суд Тюменской области, заявив одновременно ходатайство о восстановлении срока его обжалования.

Определением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 16 июня 2016 г., оставленным без изменения определением судьи Тюменского областного суда от 13 июля 2016 г. и постановлением заместителя председателя Тюменского областного суда от 27 октября 2016 г., ходатайство Ковковой Н.В. о восстановлении срока обжалования постановления должностного лица отклонено.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ковкова Н.В. выражает несогласие с постановлением должностного лица и судебными актами, вынесенными по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

  • Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
  • Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на обжалование лицом, привлекаемым к административной ответственности.
  • Порядок реализации права на обжалование постановления (решения) по делу об административном правонарушении установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 30.3 названного Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Частью 2 данной статьи установлено, что в случае пропуска предусмотренного указанной нормой срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

При этом согласно подпункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.1.1 названного Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Как следует из материалов дела, 21 апреля 2016 г. Ковкова Н.В. подала жалобу на постановление инспектора отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от 1 апреля 2016 г. вышестоящему должностному лицу.

Определением начальника отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от 29 апреля 2016 г. в принятии данной жалобы отказано ввиду ее подачи с пропуском установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока обжалования.

10 мая 2016 г. Ковкова Н.В. обратилась с жалобой на указанное выше постановление должностного лица в Тюменский районный суд Тюменской области, заявив одновременно ходатайство о восстановлении срока его обжалования.

16 июня 2016 г. судья Тюменского районного суда Тюменской области вынес определение об отклонении этого ходатайства.

Принимая данное решение, судья районного суда исходил из того, что 1 апреля 2016 г. — в день привлечения к административной ответственности Ковкова Н.В. от получения копии постановления отказалась, письмом от 1 апреля 2016 г. N 27/1-1700 о его вынесении была уведомлена, с жалобой на этот акт обратилась в суд 10 мая 2016 г.

, тогда как установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок обжалования истек 11 апреля 2016 г.

, доказательства, подтверждающие соблюдение этого срока либо наличие объективных причин, препятствующих своевременному обжалованию указанного постановления, которые могут быть признаны уважительными, отсутствуют.

Вышестоящие судебные инстанции с выводами судьи районного суда и принятым им решением согласились.

Однако состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.

Частью 2 статьи 29.

11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Согласно материалам дела Ковкова Н.В. отказалась от получения копии постановления должностного лица в день его вынесения.

Вместе с тем данное обстоятельство не освобождало должностное лицо от обязанности направить Ковковой Н.В. копию постановления по почте в соответствии с частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако сведений о том, что в установленный данной нормой срок должностным лицом были приняты меры по направлению Ковковой Н.В. копии принятого им 1 апреля 2016 г. акта, материалы дела не содержат.

В обжалуемом определении судьей районного суда указано, что письмом от 1 апреля 2016 г. N 27/1-1700 Ковкова Н.В. была уведомлена о вынесении в отношении ее постановления о привлечении к административной ответственности.

В то же время сведений о том, что с данным письмом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, была направлена копия указанного постановления, в материалах дела не имеется. При этом Ковкова Н.В.

утверждает, что копия постановления по почте ей не направлялась, получена защитником по ее (Ковковой Н.В.) ходатайству 15 апреля 2016 г.

Материалами дела данное утверждение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не опровергается.

Исходя из положений части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок обжалования постановления (решения) по делу об административном правонарушении исчисляется со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление должностного лица подана Ковковой Н.В. вышестоящему должностному лицу 21 апреля 2016 г., то есть в течение десяти суток со дня получения 15 апреля 2016 г. его копии.

При этом с учетом позиции Ковковой Н.В. и содержания материалов дела данных, позволяющих сделать вывод о том, что жалоба на постановление должностного лица подана Ковковой Н.В. вышестоящему должностному лицу с нарушением срока, установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Принимая во внимание изложенное в совокупности, положения части 1 статьи 30.3 названного Кодекса, а также то обстоятельство, что копия постановления должностного лица своевременно Ковковой Н.В.

не направлена, и не созданы необходимые условия для обеспечения гарантий ее процессуальных прав, отказ определением начальника отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от 29 апреля 2016 г. в принятии жалобы Ковковой Н.В.

на постановление должностного лица правомерным признать нельзя.

При таких данных причины пропуска срока подачи жалобы на постановление должностного лица в суд необоснованно признаны судьей районного суда и вышестоящими судебными инстанциями неуважительными.

Вывод об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих своевременному обжалованию постановления должностного лица, которые могут быть признаны уважительными, сделан без учета фактических обстоятельств дела.

При этом, как неоднократно указывалось Ковковой Н.В. в ходе производства по делу, копия определения об отказе в принятии жалобы получена ею 5 мая 2016 г., что не опровергается материалами дела.

В Тюменский районный суд Тюменской области жалоба на постановление должностного лица с ходатайством о восстановлении срока его обжалования подана Ковковой Н.В. 10 мая 2016 г.

Читайте также:  Как делится квартира при разводе

, то есть в течение десяти суток с момента получения копии упомянутого определения.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Ковкова Н.В.

добросовестно пользовалась своими правами, которыми наделена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и имела намерение реализовать право на обжалование постановления должностного лица в установленный законом срок.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г.

N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» жалоба или протест подлежат возвращению, когда обжалуются, опротестовываются вступившие в законную силу акты несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения.

С учетом приведенной правовой позиции в рассматриваемом случае отказ в восстановлении срока обжалования постановления должностного лица является препятствием для реализации Ковковой Н.В.

права на судебную защиту, поскольку при изложенных выше обстоятельствах указанное лицо необоснованно лишено возможности реализовать данное право и обратиться с жалобой на постановление о назначении административного наказания в порядке статей 30.12 — 30.

19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.

17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При изложенных обстоятельствах определение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 16 июня 2016 г. об отказе в восстановлении срока обжалования постановления должностного лица, определение судьи Тюменского областного суда от 13 июля 2016 г.

и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 27 октября 2016 г. являются незаконными и подлежат отмене, а дело — возвращению на новое рассмотрение в Тюменский районный суд Тюменской области на стадию принятия жалобы Ковковой Н.В.

на постановление должностного лица для рассмотрения ходатайства о восстановлении срока его обжалования.

В той части, в которой Ковкова Н.В. просит о пересмотре постановления инспектора отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от 1 апреля 2016 г. N о привлечении ее к административной ответственности, жалоба не подлежит рассмотрению по существу.

Исходя из положений статьи 126 Конституции Российской Федерации, статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.

N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с данным Федеральным конституционным законом, рассматривая, гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела в качестве суда надзорной инстанции.

По смыслу названных правовых норм постановление должностного лица, которое не являлось предметом судебной проверки, не подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом частью 3 статьи 30.

13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление.

Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

При изложенных обстоятельствах жалоба Ковковой Н.В. в части несогласия с постановлением инспектора отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от 1 апреля 2016 г.

N не может быть рассмотрена Верховным Судом Российской Федерации и подлежит оставлению без рассмотрения по существу. В случае восстановления срока обжалования данного постановления приведенные Ковковой Н.В.

доводы о несогласии с ним будут проверены при рассмотрении ее жалобы по существу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу Ковковой Н.В. удовлетворить частично.

Определение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 16 июня 2016 г., определение судьи Тюменского областного суда от 13 июля 2016 г.

и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 27 октября 2016 г., вынесенные в отношении Ковковой Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.

30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Тюменский районный суд Тюменской области на стадию принятия жалобы Ковковой Н.В. на постановление инспектора отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от 1 апреля 2016 г. N для рассмотрения ходатайства о восстановлении срока обжалования данного постановления.

Жалобу Ковковой Н.В. в части обжалования постановления инспектора отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от 1 апреля 2016 г. N о привлечении ее к административной ответственности оставить без рассмотрения по существу.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

——————————————————————

Порядок обжалования судебных актов в вышестоящих судебных инстанциях

Версия для печатиХат жолдау

ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНА
(ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВО
ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

      Порядок подачи жалобы

      Действия (бездействие) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в специализированный районный и приравненный к нему административный суд.

Предварительное обращение в вышестоящий орган (должностному лицу) не является обязательным условием для предъявления заявления в суд и его принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу.

      Жалобы подаются в тот государственный орган или тому должностному лицу, которые уполномочены законом рассматривать жалобы и принимать по ним решения.
      Запрещается поручать рассмотрение жалобы тому должностному лицу, действие (бездействие) которого обжалуется.

      Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право подачи жалобы на родном языке или языке, которым оно владеет.
      Лицо, подавшее жалобу, вправе ее отозвать.

Лицо, в отношении которого возбуждено дело, потерпевший вправе отозвать жалобу своего защитника, представителя, кроме законного представителя. Жалоба, поданная в интересах лица, в отношении которого возбуждено дело, может быть отозвана лишь с их письменного согласия. Отзыв жалобы не препятствует ее повторной подаче.

          Срок подачи жалобы

       Лицо вправе обратиться в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в суд с жалобой в течение двух месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

       Пропуск срока подачи жалобы не является основанием отказа в принятии жалобы.

Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований отказа в удовлетворении жалобы.

   Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений
по делам об административных правонарушениях

                  Право на обжалование, опротестование
                  постановления по делу об административном
                  правонарушении

       Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано  лицом, в отношении которого ведется производство, потерпевшим, законными представителями физического лица, представителями юридического лица, защитником, а также опротестовано прокурором.

       Постановление судьи специализированного районного и приравненного к нему административного суда и суда по делам несовершеннолетних о наложении административного взыскания может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящий суд.

       Вынесенное органом (должностным лицом) постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящий орган (должностному лицу) или в специализированный районный и приравненный к нему административный суд и суд по делам несовершеннолетних по месту нахождения органа (должностного лица).

                  Порядок обжалования, опротестования

                  постановления по делу об административном
                  правонарушении

       Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган (должностному лицу), вынесшие постановление по делу, которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы, протеста направить их со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган (должностному лицу).

       В случае обжалования, опротестования постановления по делу о факте проявления неуважения к суду в соответствии с частью третьей статьи 830 настоящего Кодекса суд прилагает к постановлению выписку из протокола судебного заседания в части установления факта.

        Жалоба, протест на постановление судьи о наложении взыскания в виде административного ареста подлежат направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы, протеста.

                  Срок обжалования, опротестования

                  постановления по делу об административном
                  правонарушении

       Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы в течение десяти суток со дня вручения копии постановления, а в случае, если лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747 и 748 настоящего Кодекса, не участвовали в рассмотрении дела, – со дня ее получения.
       Пропуск срока на подачу жалобы, протеста не является основанием к отказу в принятии жалобы, протеста к рассмотрению. Сроки и их значение для правильного разрешения дела проверяются судом независимо от содержания жалобы, протеста.

Читайте также:  Почему не приходит налог на квартиру и нужно ли платить без квитанции?

           Содержание жалобы (протеста)

      1.

Жалоба (протест) подается в письменном виде либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, и в ней должны быть указаны:
      1) наименование суда, вышестоящего органа (должностного лица), в которые (которому) подается жалоба;
      2) фамилия, имя и отчество (при его наличии) (точное наименование юридического лица), место постоянного жительства или место нахождения (почтовый адрес) подателя жалобы или протеста;
      3) наименование органа или учреждения либо фамилия и должность должностного лица, на правовой акт или действие которого подается протест;
      4) содержание обжалуемого или опротестовываемого правового акта или действия, а также причины, по которым податель жалобы или протеста считает правовой акт или действия нарушающими его права или свободы;
      5) четко сформулированное ходатайство подателя жалобы или протеста.
      2. Жалоба или протест подписывается подателем. Жалоба, подаваемая от имени юридического лица, подписывается его представителем или другим уполномоченным на то лицом.
       Жалоба или протест подается в двух экземплярах с приложением копии обжалуемого или опротестовываемого правового акта, изданного судом, органом (должностным лицом), а также иных документов в обоснование приведенных в жалобе или протесте доводов.

   Глава 46. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений судов

                  Порядок и поводы истребования дел и
                  рассмотрения ходатайств о принесении протеста
                  на вступившие в законную силу судебные акты

       Дело об административном правонарушении может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора Генеральным Прокурором Республики Казахстан, его заместителями, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами.
       Поводами к истребованию дел являются ходатайства лиц, указанных в статье 851 настоящего Кодекса.

       Запрос прокурора об истребовании дела исполняется судом не позднее семи суток со дня поступления его в суд.
       В случае истребования дела ходатайство о принесении кассационного протеста подлежит рассмотрению прокурором в течение тридцати суток со дня поступления дела в прокуратуру.

       Ходатайство о принесении кассационного протеста, подаваемого в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, должно содержать:
      1) наименование должностного лица, которому адресуется ходатайство;
      2) наименование лица, подающего ходатайство; его место жительства или место нахождения и процессуальное положение по делу;
      3) указание на суды, рассматривавшие дело в первой, апелляционной инстанциях, и содержание принятых ими решений;
      4) указание на постановление суда, которое предлагается опротестовать;
      5) указание, в чем заключается существенное нарушение норм материального либо процессуального права и состоит просьба лица, подающего ходатайство.
        Ходатайство должно быть подписано лицом, подающим ходатайство, или его представителем. К ходатайству, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя.
       К ходатайству должны быть приложены заверенные судом копии постановления, вынесенные по делу.
       Ходатайство может быть подано в письменном виде либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью.

  •                   Приостановление исполнения постановления о
                      наложении административного взыскания
  •       Принесение протеста на вступившие в законную силу постановления приостанавливает исполнение этих постановлений.
  •                    Кассационный порядок пересмотра вступивших в
                       законную силу постановлений по результатам
                       рассмотрения жалоб, протестов на них

       Специализированная судебная коллегия Верховного Суда Республики Казахстан в составе не менее трех судей по протесту Генерального Прокурора Республики Казахстан и его заместителей вправе проверить законность и обоснованность вступившего в законную силу постановления суда по любому делу об административном правонарушении, а равно постановления по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление и пересмотреть принятое решение в течение тридцати суток со дня поступления протеста.
      Постановления специализированной судебной коллегии Верховного Суда вступают в законную силу с момента их принятия.
       Протест в сторону, ухудшающую положение лица, привлеченного к административной ответственности, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, может быть подан в течение года со дня вступления в законную силу постановления суда.
       Протест на постановления по делам об административных правонарушениях, постановления суда по жалобе, протесту на них должен соответствовать требованиям, указанным в статье 833 настоящего Кодекса.
       Право подачи ходатайства о принесении кассационного протеста, подаваемого в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, имеют лицо, привлеченное к административной ответственности, потерпевший, защитники, законные представители и представители указанных лиц, а также уполномоченные органы (должностные лица), осуществлявшие производство по делу через свои центральные органы.

   ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И
ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ,
ПРОТЕСТОВ НА НИХ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

     Основания пересмотра

      1.

Постановления по делам об административных правонарушениях и постановления по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам.
      2.

Основаниями для пересмотра постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
      1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны правонарушителю, потерпевшему;
      2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность протокола об административном правонарушении, документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления;
      3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия участников производства по делам об административных правонарушениях, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, уполномоченных органов (должностных лиц), совершенные при рассмотрении данного дела;
      4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо правового акта иного государственного органа (должностного лица), послужившего основанием к вынесению данного постановления;

      5) признание Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении.

                  Суды, уполномоченные органы (должностные
                  лица), пересматривающие по вновь открывшимся
                  обстоятельствам постановления по делам об
                  административных правонарушениях и
                  постановления по результатам рассмотрения
                  жалоб, протестов на них

      Вступившее в законную силу постановление пересматривается по вновь открывшимся обстоятельствам судом, уполномоченным органом (должностным лицом), вынесшим это решение.
      В случае пересмотра судом постановления органа (должностного лица) и оставления его без изменения пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом, вынесшим данное решение.

        Подача заявления

      1.

Заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам подается лицом, привлеченным к административной ответственности, потерпевшим или их законными представителями, или прокурором в суд, орган (должностному лицу), вынесшие постановление.

      2. Лицами, указанными в части первой настоящей статьи, заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано в течение трех месяцев со дня установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра.

        Форма и содержание заявления

      1.

Заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам подается в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью. Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его уполномоченным представителем.

      2.

В заявлении о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны:
      1) наименование суда, органа (должностного лица), в которые подается заявление;
      2) сведения о лице, подающем заявление (для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии), абонентский номер телефона, факса, сотовой связи и (или) электронный адрес (если они имеются);
для юридических лиц – наименование, место нахождения, номер и дата государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, абонентский номер телефона, факса, сотовой связи и (или) электронный адрес (если они имеются);
      3) наименование суда, органа (должностного лица) принявших акт, о пересмотре которого по вновь открывшимся обстоятельствам ходатайствует заявитель; дата принятия данного акта;
      4) требование лица, подающего заявление; вновь открывшееся обстоятельство, предусмотренное статьей 852 настоящего Кодекса и являющееся, по мнению заявителя, основанием для постановки вопроса о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этого обстоятельства;
      5) перечень прилагаемых документов.
      3. К заявлению должны быть приложены:
      1) копии документов, подтверждающих вновь открывшиеся обстоятельства;
      2) копия постановления, о пересмотре которого ходатайствует заявитель;
      3) документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и документов, которые у них отсутствуют;

      4) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявления.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *