Виды административно-правовых норм и способы их реализации

Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.

  • 1. Нормы административного права по целевому назначению:
  • — Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).
  • — Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).
  • — Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).
  • — Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).
  • — Вводящие в действие другие нормы.
  • 2. По способу правового воздействия:

— Обязывающие (содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).

  1. — Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).
  2. Это нормы, содержащие юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред­усматриваются составы административных правонарушений
  3. — Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)
  4. — Рекомендательные(предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров).
  5. По юридическому содержанию:

— Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей).

— Процессуальные(определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений).

  • Их, в свою очередь можно поделить на:
  • a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).
  • b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).
  1. c) административное – юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).
  2. 4. По уровню обобщенности правила:
  3. —  Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).
  4. — Специальные нормы административного права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.

— Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)

  • 5. По территории применения:
  • —  Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).
  • — Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).
  • — Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования).

— Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).

  1. — Административно-правовые нормы учреждений.
  2. 6. По времени действия:
  3. — Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).
  4. — Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).
  5. 7. По кругу адресатов:
  6. — Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).

Виды административно-правовых норм и способы их реализации

  • — Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)
  • Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламен­тирующие:
  • а) административно-правовой статус граждан;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной вла­сти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;

  1. в) административно-правовой статус государственных служа­щих — работников управленческого аппарата;
  2. г) ключевые вопросы организации и деятельности государствен­ных предприятий и учреждений;
  3. д) административно-правовой статус общественных объедине­ний;
  4. е) отдельные стороны функционирования различного рода ком­мерческих структур, включая частные.
  5. По объему регулирования:

а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и от­расли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).

б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей госу­дарственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положе­ниях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).

  • в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, за­крепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).
  • 8. По порядку принятия:
  • — Принятые в порядке единоначалия.

Административное право России

Административно-правовые нормы могут быть подразделены на определенные виды по различным основаниям.

В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений.

Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами административного права (например, порядок рассмотрения жалоб государственными органами и их должностными лицами).

Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны. При этом процессуальные нормы выступают в качестве важной правовой формы гарантий наиболее полной реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами.

По юридическому содержанию предписания нормы административного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.

Обязывающая норма содержит предписание субъектам, на которых оно распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме (например, обязанность владельца транспортного средства зарегистрировать его в учреждении ГИБДД).

Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой (например, запрещены на территории Российской Федерации оборот в качестве гражданского и служебного оружия видов оружия, определенных Федеральным законом «Об оружии», изъятие у гражданина РФ паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ, и т.д.).

Уполномочивающая норма содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (например, норма, закрепляющая право гражданина на обжалование действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих его права). Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (например, применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение. См., например, ст. 14.22 КоАП РФ).

Уполномочивающие нормы необходимо отличать от нормы, относящейся к формированию компетенции субъекта публичной власти. Например, норму постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г., которой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регистрации юридических лиц было признано МНС РФ.

Стимулирующие нормы содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности (поведения).

Это различные меры поощрения, применение налоговых, тарифных льгот и т.д.

Своеобразное стимулирующее воздействие на субъектов могут оказывать также меры административного принуждения, в частности, административные наказания и дисциплинарные взыскания.

Рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности.

По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные, т.е.

содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего поведения.

например, нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномочий. В случае, если такого рода соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.

По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные административно-правовые нормы. В случае коллизий между такими нормами должны применяться, но общему правилу, специальные нормы. Разумеется, что речь идет о нормах равной юридической силы.

По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т.е. в которых само правило поведения не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного самоуправления может их установить.

В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления различаются административно-правовые нормы общефедерального значения, республиканские субъектов РФ, региональные, местные.

Читайте также:  Претензия по договору поставки. Образец 2021 года

По юридической силе выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах.

По этому критерию они могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы.

В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, устанавливающие административно-правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих; организаций.

  • С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы, действие которых распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.
  • По действию во времени административно-правовые нормы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком действия.
  • По своему целевому назначению различаются нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов.

7. Виды административно-правовых норм

  • Административно-правовая
    норма

    – это установленная государством
    правило поведения, регулирующее
    общественные отношения, которые
    возникают, изменяются и прекращаются
    в сфере государственного управления.
  • В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы подразделяются наматериальные и процессуальные.
  • а)
    материальные
    – нормы, закрепляющие права, обязанности,
    ответственность субъектов административных
    правоотношений;
  • б)
    процессуальные
    – нормы, определяющие порядок реализации
    прав, обязанностей и ответственности,
    закрепленной в нормах материального
    права;
  • по
    содержанию
    :
  • а)
    обязывающие – предписывающие субъектам
    административно-правовых отношений в
    обязательном порядке совершать
    определенные активные действия;
  • б)
    управомочивающие – нормы, предоставляющие
    субъектам административно-правовых
    отношений право совершать какие-либо
    действия либо воздержаться от них;
  • в)
    запрещающие – нормы, закрепляющие
    обязанности субъектов административно-правовых
    отношений воздержаться от определенных
    действий;
  • г)
    рекомендательные – нормы, в которых
    участникам административно-правовых
    отношений предлагается в качестве
    рекомендательной определенная модель
    поведения;
  • д)
    поощрительные – нормы, содержащие меры
    поощрения за наиболее благоприятные
    действия со стороны субъектов
    административно-правовыхотношений;
  • по
    юридической силе:
  • а)
    законодательные;
  • б)
    подзаконные;
  • по
    территориальному действию:
  • а)
    федеральные;
  • б)
    субъектов РФ;
  • в)
    муниципальные.

8. Способы реализации адм-правовых норм

  1. Реализация
    административно-правовых норм – это
    осуществление процесса практического
    претворения в жизнь субъектами
    административного права предписаний,
    выраженных в нормах.

    Различают четыре
    формы реализации административно-правовых
    норм:

  2. – соблюдение
    – добровольное подчинение запретам,
    установленным в правовой норме,
    воздержание от запрещенных деяний;
  3. – исполнение
    – активные правомерные действия по
    выполнению предписаний нормы,
    предписывающей совершение определенных
    действий;
  4. – использование
    – осуществление предоставленной нормой
    возможности по своему усмотрению
    воспользоваться предоставленным
    субъективным правом или воздержаться
    от использования;
  5. – применение
    – действие компетентного органа
    (должностного лица) по подведению
    конкретного факта (лица) под действие
    нормы административного права и принятию
    индивидуального государственного,
    властного акта (решения) о распространении
    действия нормы на данное лицо.

9.
Административно-правовые отношения:
понятие, особенности и их виды
.

Административно-правовые
отношения – это урегулированные нормами
административного права общественные
отношения, складывающиеся в сфере
государственного управления. В
административно-правовых отношениях
стороны выступают как носители взаимных
прав и обязанностей, установленных и
закрепленных административно-правовыми
нормами.

1)
Административно-правовые отношения
осуществляются на началах власти-подчинения,
в которых отсутствует юридическое
равенство сторон.

2)
В административно-правовых отношениях
непосредственно выражаются интересы
государства, поскольку они связаны с
решением задач государства. Именно
поэтому в них одной из сторон является
орган исполнительной власти.

  • 3)
    Административно-правовые отношения
    могут возникать по инициативе любой из
    сторон, и согласие другой стороны не
    требуется.
  • 4)
    Возникающие между сторонами
    административно-правовых отношений
    споры разрешаются, как правило, в
    административном (не судебном) порядке.
  • 5)
    Стороны административно-правовых
    отношений за невыполнение своих
    обязанностей несут ответственность
    перед государством в лице его органов.
  • 6)
    Административно-правовые отношения
    имеют структуру, в которую входят
    субъекты, объекты и юридические факты.
  • Административно-правовые отношения классифицируются по различным
    основаниям:
  1. В зависимости от назначения административно-правовых норм различаются материальные и процессуальные административно-правовые отношения. Материальные – это отношения, урегулированные нормами материального административного права. Процессуальные отношения – это отношения, урегулированные процессуальными нормами административного права.

  2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения. Отношения, в которых один из участников подчинен другому, являются вертикальными правоотношениями.

    Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями должностного лица. Таким образом, вертикальные – это по существу власте-отношения между субъектом и объектом управления. Горизонтальные правоотношения отличаются от вертикальных тем, что их стороны юридически равноправны.

    Например, отношения между неподчиненными органами исполнительной власти (между двумя федеральными министерствами по разработке совместного акта управления).

  3. Выделяются также внутриорганизационные и внешние административно-правовые отношения. Внутриорганизационные возникают в сфере внутренней деятельности органов управления.

    Это подбор, расстановка кадров, разработка должностных регламентов, определение форм взаимодействия между структурнымиподразделениямисоответствующего органа исполнительной власти.

    Внешние административно-правовые отношения связаны с решением задач и реализацией функций управления по отношению к управляемым объектам.

Читать книгу онлайн: административное право: шпаргалка

Коллектив авторов

Административное право: Шпаргалка

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, ЕЕ ПРИЗНАКИ

Изучая основные понятия, положения и институты административного права как одной из основных отраслей публичного права, следует осмыслить сам термин «административный», означающий в переводе с латинского языка «управленческий или руководящий», т. е. имеющий государственный, властный характер.

По своей сути административное право – государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями.

Следовательно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее, поведение), возникающие между субъектами управления, реализующими свои права и обязанности.

Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и внешними для осуществления функций и задач, стоящих перед органами власти, государством и обществом в целом.

Система управления – совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

Виды систем управления: социальные (государственные и общественные), биологические и технические. Мы рассматриваем понятие государственной системы управления, тесно взаимодействующей с общественными системами управления.

Признаки системы управления

Первый признак системы управления: она имеет два и более элемента (подсистемы), т. е. управляющий элемент (властный субъект права) и управляемый элемент системы (подвластный субъект права).

Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т. е.

системы иерархичны (соподчинены).

Второй признак системы управления – это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.) – эти управленческие отношения имеют общественно-властный характер, – так и правовыми.

Отношения же взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.

Третий признак системы управления: целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

2. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ

Государственное управление – это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.

Общественное управление делами государства осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).

  • Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.
  • Признаки социального (государственного и общественного) управления:
  • • сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, ее зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды;
  • • целенаправленность воздействия, так как цель государственного управления имеет не только объективный характер развития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесообразности;
  • • наличие в системе управления элементов управления:
  • 1) субъект управления – руководитель;
  • 2) объекты управления – подчиненные;
  • 3) прямые связи (приказы, команды, указания и др.);
  • 4) обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля);

• правовая регламентация процесса организации управления.

Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административно-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.

3. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ

  1. Классификация целей управления:
  2. • по содержанию (напр., экономические, социальные, политические, идеологические, научно- технические);
  3. • по уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).

Все цели находятся в соподчинении друг с другом иерархия целей); общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей (разветвленность целей), одни цели более важны, первостепенны или приоритетны по сравнению с другими (ранжирование целей). Иногда иерархию целей называют «деревом целей».

Однако приоритет целей «подвижен», так как зависит от влияния факторов внешней среды. Поэтому на практике в рациональном управлении чаще имеют дело с приоритетом цели в реальном режиме времени, т. е. сформулированная приоритетная цель должна быть адекватна действиям факторов и условиям внешней среды.

Классификация функций органов управления:

1) основные (предметные) функции, для осуществления которых образован соответствующий орган исполнительной власти, государственного управления;

2) обеспечивающие – функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организационные структуры, обычно они являются структурными подразделениями органа управления, образованного для реализации предметных функций.

К обеспечивающим функциям можно отнести: правовые, информационные, внутриорганизационные, кадровые, финансовые, материально-технические, социальные и др., создающие благоприятные условия для реализации предметных функций соответствующего органа управления.

По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления (так называемый управленческий цикл). Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная — определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная — обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная — обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения.

Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации.

Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической.

Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением.

Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Виды административно-правовых норм

  • Виды административно-правовых норм
  • Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.
  • Нормы административного права делятся на виды:
  1. по назначению:
    • материальные;
    • процессуальные.
  2. по методу воздействия на поведение субъектов:
    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  3. по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  4. по форме предписания:
    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  5. по действию в пространстве:
    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  6. по действию во времени:
    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  7. по объему регулирования:
    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления.

Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г.

определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего.

В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Виды административно-правовых норм

Виды административно-правовых норм

административно-правовые нормы делятся на виды по разным критериям:По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:– регулятивные, упорядочивающие общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления;– охранительные, предусматривающие меры административного принуждения, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.По содержанию различаются нормы:– материальные – определяют права и обязанности субъектов правоотношений, например, нормы, определяющие компетенцию того или иного субъекта исполнительной власти;– процессуальные – закрепляют порядок, процедуры реализации прав и осуществления обязанностей, например, нормы, определяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях.По способу воздействия на поведение субъектов административного права различают:– обязывающие нормы, предписывающие обязательное совершение определенных действий, устанавливающие обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы (например, обязанность вручения постановления о наложении административного наказания лицу, в отношении которого оно вынесено);– запрещающие нормы, устанавливающие запрет на совершение определенных действий в условиях, определенных правовой нормой (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних);– уполномочивающие (дозволительные) нормы, предоставляющие возможность выбора того или иного варианта поведения, использования или неиспользования субъективного права;– стимулирующие (поощрительные) – побуждающие с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия к должному поведению участников регулируемых управленческих общественных отношений;– рекомендательные – включающие конкретный совет исполнителю, как поступать в определенных условиях.По юридической силе административно-правовые нормы могут быть законодательными (содержаться в конституциях, законах) и подзаконными (содержаться в актах Президента, Правительства РФ и иных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления).По конкретному содержанию и уровню обобщенности нормы делят на общие и специальные. Общие нормы регулируют общественные отношения общего характера, а специальные – в конкретной сфере управления. При конкуренции этих норм действует специальная норма.С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы подразделяются на общефедеральные нормы и нормы, устанавливаемые субъектами Федерации.По пределу действия во времени административно-правовые нормы делятся на бессрочные, действующие без указания на срок прекращения действия, и срочные, с заранее установленным сроком действия.Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по условиям действия (обычные и экстраординарные, действующие в чрезвычайных обстоятельствах), по субъектам, которым они адресованы, а также по другим основаниям.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Виды административно-правовых норм

Многообразие административно-правовых норм позволяет классифицировать их по целому ряду оснований.

По юридической силе административно-правовые нормы подразделяются на законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, нормативных актах законодательных (представительных) органов местного самоуправления; подзаконные, содержащиеся в актах Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ, глав местных администраций; отраслевые (или ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах; локальные, содержащиеся в нормативных актах организаций. По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений; охранительные, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений. По предмету регулирования нормы подразделяются на материальные, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.; процессуальные, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей. По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы можно разделить на обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия; запрещающие, которые содержат запрет на совершение тех или иных действий; уполномочивающие, в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению; стимулирующие (поощрительные), которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений. По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (категорические), подлежащие обязательному, безусловному исполнению; рекомендательные, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений. По пределу действия (кругу лиц) нормы можно разделить на общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений; внутриаппаратные, адресованные государственным и муниципальным служащим. По территории действия административно-правовые нормы делятся на общефедеральные, действующие на всей территории России; нормы субъекта Федерации, действующие на территории одного субъекта Российской Федерации; местные, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования; межтерриториальные, действующие в нескольких территориальных образованиях. По объему регулирования административно-правовые нормы можно разделить на общие, регулирующие вопросы организации и деятельности во всех отраслях экономики, социально-культурной и административно-политической сферах; межотраслевые, регулирующие вопросы организации и деятельности нескольких отраслей; отраслевые (ведомственные), регулирующие организацию и деятельность одной отрасли; локальные, установленные для конкретной организации, предприятия, учреждения. По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия; постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока; чрезвычайные, рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных обстоятельств (например, введения особых условий управления).

Источник: Административное право. Словарь-справочник

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *