Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • Бесплатная консультация адвоката по уголовным делам онлайн:
  • Адреса и телефоны

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

  1. Уполномоченный по правам человека
  2. Москалькова Татьяна Николаевна
  3. Телефон приемной: (495) 607-19-22, (495) 607-34-67

Адрес: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47

  • Официальный сайт: http://ombudsmanrf.org/
  • Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииУполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге
  • Шишлов Александр Владимирович
  • Телефон приемной: (812) 374-99-39

Адрес: г. Санкт-Петербург, Щербаков переулок, д. 1-3 

  1. Официальный сайт: http://ombudsmanspb.ru/
  2. Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииУполномоченный по правам ребенка
  3. Кузнецова Анна Юрьевна
  4. Телефон приемной: (495) 221-70-65

Адрес: г. Москва, Миусская пл., д. 7, стр. 1

Официальный сайт: http://deti.gov.ru/

  • Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииУполномоченный по защите прав детей в Санкт-Петербурге
  • Агапитова Светлана Юрьевна
  • Телефон приемной: (812) 576-70-00

Адрес: г. Санкт-Петербург, пер. Гривцова, д. 11

Официальный сайт: http://www.spbdeti.org/

  1. Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииУполномоченный по правам предпринимателей (Бизнес-Омбудсмен)
  2. Титов Борис Юрьевич
  3. Телефон приемной: (495) 649-18-23

Адрес: г. Москва, ул. Делегатская, д. 7, стр. 1, оф. 216

  • Официальный сайт: http://ombudsmanbiz.ru/
  • Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииУполномоченный по правам предпринимателей в Санкт-Петербурге
  • Абросимов Александр Васильевич
  • Телефон приемной: (812) 498-02-41, (812) 498-02-42

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 21, лит. А, оф. 18Н

Официальный сайт: https://ombudsmanbiz.spb.ru/

Уполномоченный по правам — виды омбудсменов

Для обеспечения прямого президентского и парламентского надзора за исполнением Федерального Законодательства государственными службами, органами и ведомствами в начале новейшей истории России были организованы особые должностные лица — уполномоченные по правам при Президенте РФ. 

На 2018 год в РФ имеются следующие посты:

  1. Уполномоченный по правам человека;
  2. Уполномоченный по правам ребенка (детей), он же — Уполномоченный по правам несовершеннолетних;
  3. Уполномоченный по правам студентов;
  4. Уполномоченный по правам предпринимателей;
  5. Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов.

В настоящее время рассматривается перспектива введения таких видов омбудсменов, как:

  • уполномоченный по правам автомобилистов;
  • уполномоченный по правам военнослужащих;
  • уполномоченный по защите прав ветеранов;
  • уполномоченный по правам женщин;
  • уполномоченный по правам заключенных;
  • уполномоченный по правам инвалидов;
  • уполномоченный по правам животных.

Как назначается Уполномоченный по правам человека

Кто такой Уполномоченный по правам человека в РФ?

Это должностное лицо, которое должно рассматривать жалобы граждан РФ и находящихся на территории нашей страны иностранцев и лиц без гражданства на решения, действия или бездействие госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих и т. д. 

  • Важно: при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким‑либо государственным органам и должностным лицам.
  • Что входит в его обязанности?
  • Уполномоченный по правам человека способствует:
  • восстановлению нарушенных прав;
  • совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Кто может стать Уполномоченным?

Уполномоченным может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченному запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России.

Важно: человек не может быть одновременно Уполномоченным и:

  • депутатом ГД;
  • членом СФ;
  • депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
  • находиться на госслужбе;
  • заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
  1. Кроме того, Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
  2. Кто назначает Уполномоченного?
  3. В соответствии со статьей 103 Конституции РФ «назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека» относится к ведению Государственной Думы.
  4. Как проходит назначение?
  5. В течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного предложения о кандидатах на должность вносятся в Государственную Думу. 
  6. Предложить кандидатов могут:
  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • депутаты и депутатские объединения ГД.

Совет ГД устанавливает процедуру рассмотрения вопроса по предложению Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — это… Что такое Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации?

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана, хотя официальные названия должности в разных странах различные.

Цели деятельности

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Требования к кандидатуре

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

Порядок рассмотрения жалоб

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

  1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы.

Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Часы приёма

  • по рабочим дням : 10:00 — 17:00

Контактная информация

Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации

Ссылки

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации на карте

  • Яндекс.Карты — Россия, 107084, город Москва, Центральный административный округ, улица Мясницкая, дом 47

Институт Уполномоченного по правам человека в РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Уполномоченный по правам (омбудсмен; швед.

ombudsman — представитель чьих-либо интересов) — должностное лицо, которое следит за обеспечением и соблюдением прав и свобод граждан органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и должностными лицами. В России в настоящее время действуют четыре института уполномоченных: по правам человека; по правам ребенка; по защите предпринимателей; по правам студентов.

Идея создания института уполномоченного по правам человека впервые была закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года. Верховным советом (ВС) РСФСР.

Статья 40 предусматривала учреждение должности Парламентского уполномоченного по правам человека, назначаемого Верховным Советом.

Комитетам ВС было поручено разработать проект закона, который определил бы компетенцию уполномоченного, однако он не был принят.

Должность уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией 1993 года.

В статье 103 Основного закона прописано, что уполномоченный назначается Государственной думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом.

Несмотря на то, что соответствующий закон на тот момент еще не был принят, Дума 17 января 1994 года назначила первого уполномоченного по правам человека в России. Им стал Сергей Ковалев (10 марта 1995 года освобожден от должности).

Читайте также:  Номер постановления ГИБДД - как он расшифровывается, как узнать за что штраф

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», определяющий его порядок назначения и освобождения, компетенцию, условия деятельности, был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 26 февраля 1997 года (вступил в силу 4 марта 1997 года).

Уполномоченный по правам человека назначается Государственной думой сроком на пять лет. Предложения о кандидатах на должность могут вносить президент РФ и члены Федерального собрания. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд.

Уполномоченными по правам человека в России в разные годы являлись: Олег Миронов (1998-2004), Владимир Лукин (2004-2014). 18 марта 2014 года этот пост заняла Элла Памфилова. 25 марта 2016 г. постановлением Госдумы полномочия Памфиловой были прекращены в связи с назначением членом ЦИК РФ. 28 марта того же года она была избрана председателем Центризбиркома.

 22 апреля 2016 г. на пост уполномоченного по правам человека в РФ Государственной думой избрана Татьяна Москалькова.

6 апреля 2015 г. Владимир Путин подписал закон, согласно которому федеральный омбудсмен получил право создавать совет из числа уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также возможность оказывать коллегам в регионах «организационную, правовую, информационную и иную помощь».

Должность уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка была учреждена указом главы государства от 1 сентября 2009 года.

Главными задачами уполномоченного являются улучшение положения детей в России, соблюдение их прав и свобод, содействие восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних. Уполномоченный назначается и освобождается от должности президентом РФ.

Срок его полномочий законодательством не оговаривается. Первым президентским защитником прав детей в сентябре 2009 г. стал Алексей Головань. В декабре того же года его сменил Павел Астахов.

Институтуполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей создан в соответствии с указом главы государства «О долгосрочной государственного экономической политике» от 7 мая 2012 года. Уполномоченным по защите прав предпринимателей 22 июня того же года был назначен Борис Титов.

Позднее, 7 мая 2013 г. был принят Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». Задачей уполномоченного является защита прав и интересов российских и иностранных предпринимателей на территории РФ и российских предпринимателей на территории иностранных государств.

Омбудсмен вправе направлять главе государства предложения об отмене постановлений правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и президентским указам. Он назначается сроком на пять лет главой государства и подотчетен президенту.

Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд.

Уполномоченный по правам человека РФ: порядок наделения полномочиями, основные задачи и функции

Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана — согласно зарубежной терминологии) сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира, его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это — орган государства, а с другой — это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.

Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти

Деятельность уполномоченного по правам человека  регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Хотя Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2 Закона).

Уполномоченный по правам человека — это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Основные признаки понятия «омбудсман»:

  1. принадлежность к представительной государственной власти, с одной стороны, и к общественным институтам, с другой стороны;
  2. государственно-общественный статус;
  3. независимость;
  4. рекомендательные контрольно-следственные функции за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
  5. целевая установка, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Принадлежность к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу института уполномоченного по правам человека.

Порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в РФ

Порядок наделения полномочиями установлен гл. 2 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ.На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу:

  • Президентом РФ;
  • Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
  • депутатами Государственной Думы;
  • депутатскими объединениями в Государственной Думе.
  • Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный по правам человека в РФ

Определение 1

Уполномоченный по правам человека в РФ – это орган государственного управления, участвующий в осуществлении функционирования механизма, призванного обеспечивать общегражданские и общечеловеческие свободы и права, то есть охранять их, защищать, пропагандировать и оказывать квалифицированную юридическую помощь в этой сфере.

  • Уполномоченный по правам человека призван обеспечивать гарантии государственной защиты гражданских свобод и прав, их уважение и соблюдение органами государственного управления, органами муниципального управления и должностными лицами.
  • Уполномоченный по правам человека осуществляет свою деятельность для достижения следующих целей: обеспечение содействия реализации свобод и прав гражданина и человека в России.
  • Уполномоченный по правам человека должен решать следующие задачи:
  • во-первых, восстанавливать нарушенные свободы и права, то есть исправлять допущенные по отношению к людям несправедливости и восстанавливать нарушенные органами государственного, муниципального управления, государственными служащими и должностными лицами и свободы и права гражданина и человека;
  • во-вторых, исполнение роли посредника, состоящей в выработке удовлетворяющего решения той или иной проблемы по отношению к ее сторонам;
  • в-третьих, осуществление правотворчества, направленного на обеспечение совершенствования законодательства о гражданских и человеческих свободах и правах, обеспечение его согласования с общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • в-четвертых, осуществление воспитательно-информационной деятельности, направленной на просвещение общества в отношении свобод и прав человека, методов и форм защиты этих прав и свобод.

Уполномоченный по правам человека призван осуществлять исполнение следующих функций:

функция контрольного характера, которая состоит в организации и реализации независимого контроля за соблюдением общечеловеческих и гражданских свобод и прав органами государственного и муниципального управления, государственными служащими и должностными лицами;
функция консультационного характера, которая состоит в предоставлении информации органам государственного и муниципального управления относительно положения дел в сфере соблюдения и защиты гражданских свобод и прав;
функция координационного характера, состоящая в организации и обеспечении согласованности действий органов, призванных обеспечивать общечеловеческие и гражданские свободы и права на территории Российской Федерации.

На уполномоченного по правам человека возложена также функция развития в сфере международного сотрудничества. Рекомендации уполномоченного по правам человека учитываются по вопросам заключения международных договоров в пределах полномочий уполномоченного.

Полномочия и статус уполномоченного по правам человека

Учреждение рассматриваемой должности в системе государственного управления на территории Российской Федерации призвано обеспечить конституционные гарантии защиты прав свобод и прав гражданина и человека, их соблюдение и уважение со стороны органов государственного и муниципального управления и должностных лиц.

Данное должностное лицо независимо и неподотчетно ни перед какими-либо органами государственного управления или должностными лицами. В качестве основания для прекращения или приостановления деятельности данного должностного лица не может выступать введении военного или чрезвычайного положения на территории страны.

Такие действия также не приводят к ограничению компетенции уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный наделяется неприкосновенностью на весь срок своих полномочий. Он освобождается от привлечения к судебной ответственности, не может быть арестован или задержан, а также подвергнут обыску без наличия согласия нижней палаты российского Парламента.

Уполномоченный наделяется правом беспрепятственного посещения органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов, воинских частей, общественных объединений.

Читайте также:  Завещание с подназначением наследника: образец документа, а также кто может указать в завещании с условием другого человека на случай, если что-то пойдет не так?

Также уполномоченным может быть запрошена и получена необходимая документация и материалы, объяснения государственных служащих и должностных лиц по вопросам защиты свобод и прав человека и гражданина.

Уполномоченный имеет право на проведение проверок деятельности органов государственного и муниципального управления, должностных лиц. Уполномоченному предоставляется возможность ознакомления с делами уголовного, гражданского и административного характера, в том числе прекращенным.

В отношении уполномоченного действует право безотлагательного приема органами государственного и муниципального управления, хозяйствующими субъектами различных форм собственности, руководителями общественных объединений, администрацией пенитенциарной системы, военными начальниками.

Компетенция уполномоченного по правам человека включает в свою структуру следующие составляющие:

  • во-первых, рассмотрение жалоб населения России, а также иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, находящихся на территории российского государства;
  • во-вторых, рассмотрение жалоб на действия или решения органов государственного и муниципального управления, должностных лиц, при опротестовании заявителями решений суда, а также административных органов управления, в которых ранее осуществлялось обжалование действий или бездействия органов государственного и местного управления;
  • в-третьих, не участие в рассмотрении жалоб на решения российского Парламента и органов государственного управления регионального уровня представительного характера;
  • в-четвертых, принятие необходимых мер, направленных на защиту общечеловеческих прав в соответствии с собственной инициативой при поступлении информации относительно нарушения этих свобод и прав грубого или массового характера, или при особом общественном значение защиты интересов тех лиц, которые не способны делать это самостоятельно.

I. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

1. Понятие уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – должностное лиц, назначаемое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, в целях осуществления контроля за соблюдением на территории Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

Должность Уполномоченного по права человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с частью 1 статьи 103 Конституции РФ и регламентируется ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

2. Задачи Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

  • Основными задачами деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, являются:
  • — Деятельность по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
  • — Деятельность по совершенствованию законодательства РФ в сфере прав человека и гражданина.
  • — Деятельность по развитию международного сотрудничества в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
  • — Деятельность в сфере просвещения по вопросам прав и свобод человека и гражданина, защиты прав человека и гражданина.

3. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Наиболее полно полномочия Уполномоченного по правам человека отражены в Главе III ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

4. Требования к кандидату на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

  1. Статья 6 ФКЗ «Об Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» устанавливает следующие требования к кандидату на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:
  2. — Наличие гражданства РФ.
  3. — Не моложе 35 лет.
  4. — Наличие познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыта их защиты.

4. Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

  • Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации выглядит следующим образом:
  • — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (УПЧ в РФ)
  • — Экспертный совет при УПЧ в РФ
  • — Помощник УПЧ в РФ
  • — Советник УПЧ в РФ
  • — Аппарат УПЧ в РФ
  • Более подробную структуру аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации можно найти в этой таблице.

Москалькова Татьяна Николаевна — Уполномоченным по правам человека России — Биография

Уполномоченный по правам человека в России (с 22 апреля 2016). Депутат Государственной думы ФС России V и VI созывов (2007-2016).

Доктор юридических и философских наук. Заслуженный юрист России. Генерал-майор полиции.

Татьяна Москалькова родилась 30 мая 1955 года в городе Витебск, Беларусь.

В возрасте десяти лет, умирает отец и мама, вместе с ней уехала в Москву, где после школы, в 1978 году окончила Московский государственный юридический университет имени Олега Кутафина.

Окончив успешно аспирантуру Института государства и права Российской Академии Наук, докторантуру Академии управления Министерства Внутренних Дел России получила ученые степени «доктора философских наук» и «доктора юридических наук».

Параллельно учебе в вузе Москалькова работала бухгалтером в Иностранной юридической коллегии. Затем, занимала должности делопроизводителя, старшего юридического консультанта, а затем консультанта Отдела помилования Президиума Верховного Совета Российской Федерации.

С 1984 года Москалькова пришла в правовую службу Министерства внутренних дел, где работала на протяжении двадцати семи лет.

Прошла путь от рядового референта до первого заместителя правового департамента МВД России.

По роду своей деятельности занималась разработкой законов и других правовых актов, направленных на защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью. Генерал-майор милиции в отставке.

Татьяна Николаевна, в 2007 году избрана депутатом Государственной Думы Российской Федерации V созыва в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь», являлась членом фракции «Справедливая Россия», заместителем председателя комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.

Вновь избрана депутатом Государственной Думы России VI созыва 4 декабря 2011 года. Входила во фракцию «Справедливая Россия».

Являлась заместителем председателя комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, членом комиссии Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами.

Москалькова параллельно избрана председателем Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси, координатором российско-эстонских межпарламентских связей.

Представляла интересы России в составе российской делегации в Комиссии по правам человека ООН. Состояла во фракции политической партии «Справедливая Россия». Являлась членом президиума Центрального совета партии.

Как депутат, внесла в Государственную Думу Российской Федерации в качестве субъекта законодательной инициативы лично или совместно с другими депутатами сто двадцать один законопроект. Активно занималась научно-исследовательской деятельностью, правовым просвещением населения. Автор и соавтор более ста сорока научных работ, в том числе монографий, учебников, комментариев к законодательству.

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России 22 апреля 2016 года Москалькова Татьяна Николаевна назначена Уполномоченным по правам человека в России.

В 2018 году политик выступила с обращением к турецкому правительству освободить от изучения ислама крещеных детей, проживающих на территории мусульманской страны. В очередной раз направила президенту Америки Дональду Трампу просьбу о помиловании пилота Константина Владимировича Ярошенко.

Москалькова 5 марта 2019 года передала верховному комиссару ООН по правам человека Мишель Бачелет письмо в защиту журналиста Кирилла Вышинского, в котором просит способствовать его медицинскому обследованию независимыми врачами.

Татьяна Москалькова 10 декабря 2019 года торжественно открыла в Москве Дом прав человека: новую штаб-квартиру федерального омбудсмена на Смоленском бульваре.

Вдова. Имеет дочь и двух внуков.

  • Награды и Признание Татьяны Москальковой
  • Награды России:
  • Орден Почета Именное огнестрельное оружие (пистолет Макарова) — за выполнение специального задания на Северном Кавказе (2005) Почетные грамоты Государственной думы и Совета Федерации Орден святой княгини Ольги (РПЦ) Медали СССР
  • Медали РФ
  • Ученые степени:
  • Доктор юридических наук Доктор философских наук
  • Профессор
  • Звания:
  • Заслуженный юрист Российской Федерации Генерал-майор милиции (1999)
  • Научные Труды Татьяны Москальковой

Москалькова Т. Н. Честь и достоинство: как их защитить? (Уголовно-процессуальный аспект). Пособие для слушателей народных университетов. — Москва: Знание, 1992. — 128 с. 

Москалькова Т. Н. Каким судом судили Иисуса? // Наука и религия : журнал. — 1996. — №2.

Москалькова Т. Н. Меч и сила в борьбе со злом // Человек и закон : журнал. — 1996. — №3.

Москалькова Т. Н. Нравственные истоки уголовного процесса // Человек и закон : журнал. — 1996. — №4.

Москалькова Т. Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). — Москва: Спарк, 1996. — 125 с. 

Москалькова Т. Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. — Москва: Проспект, 1999. — 125 с. 

Москалькова Т. Н. Культура правовой деятельности (нравственный аспект). — Омск: ОмЮИ МВД России, 2000. — 168 с.

29.05.2020

Уполномоченный по правам человека в России

Наумова, Н. В. Уполномоченный по правам человека в России / Н. В. Наумова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 1 (1). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/66/2465/ (дата обращения: 25.09.2021).



Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности, есть одно из самых важных проявлений подлинного демократизма в существования современного мира. Когда Россия вошла в Совет Европы, появилась необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в сфере защиты прав и свобод человека. [1]

  • Движение России по пути формирования правового государственного строя предполагает укрепление связей между государством и гражданским обществом, их сближение и взаимодействие.
  • Чтобы решить непростую задачу, заключающуюся в необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, могло бы оказать содействие появлению института Уполномоченного по правам человека и развития его в дальнейшем.
  • Решение данного вопроса по-прежнему актуально и по сей день, поскольку процесс реформирования общества затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни, базирующиеся именно на всем комплексе по правам и свободам человека и гражданина как неотъемлемого элемента любого правового демократического государства.
Читайте также:  Как отозвать алименты на ребенка

Значительное место в этом процессе принадлежит механизмам ограничения злоупотреблении власти, защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе правовому институту омбудсмена. Применительно к этому был создан специальный орган по регулированию человеческой и гражданской правоспособности, именуемый как уполномоченный по правам человека.

Специфическая роль его состоит в том, что он является каналом обратной связи между властью и обществом.

С одной стороны, это орган государства, который достаточно самостоятельный, но и в тоже время является агентом гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур, а также чиновников, и прилагать данные ему меры воздействия.

Каждая государственная машина имеет принцип стремления подогнать под себя общество. Центральный вопрос только в эффективности механизмов замедления, которые стоят на стороне права, и не позволяют государству тронуть общество чрезмерно глубоко.

Поэтому, в настоящий момент, Уполномоченный по правам человека — это должность «особого значения». Субъект соответствующего правоохранительного регулирования осуществляет деятельность, направленную на защиту прав человека и гражданина при помощи рассмотрения жалоб и обращений на фоне развивающейся тенденции неоднократного их нарушения при отсутствии эффективного государственного надзора.

  1. Относительно существующего законодательства данный правовой регулятор представляет собой механизм дополнительной поддержки, нацеленный лишь на выявление элементов негативного характера и влияния применительно к правам человека и гражданина, что крайне необходимо для дальнейшего усовершенствования общего правового фундамента по рассматриваемому вопросу.
  2. В соответствии с определением международной ассоциации юристов, «омбудсмен» — это есть «служба, предусмотренная Конституцией, руководимая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая несет ответственность перед законодательной властью, получает жалобы от потерпевших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады». [3, 21]
  3. Конкретизируя вышесказанное отметим, что Уполномоченный по правам человека — это автономное публичное должностное лицо, которое призвано контролировать следование законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека» Уполномоченным может быть назначен человек возрастом от 35 лет, при этом он должен являться только гражданином Российской Федерации.

Уполномоченный определяется на должность сроком на 5 лет, срок полномочий начинается с момента принесения присяги, а завершается с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

Тем не менее, истечение срока полномочий самой Государственной Думы или же ее роспуск не влияют на срок полномочий Уполномоченного.

Уполномоченный имеет неприкосновенность во время всего срока его полномочий. Неприкосновенность омбудсмена распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на личные документы.

Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску в отсутствие согласия Государственной Думы, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других лиц.

  • Основные признаки «омбудсмена» заключаются в следующем:
  • ‒ принадлежит к представительной государственной власти, и к общественным институтам;
  • ‒ имеет государственно-общественный статус;
  • ‒ суверенность;
  • ‒ рекомендательные контрольно-следственные функции за деяниями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
  • ‒ целевая установка, которая нацелена на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Должность уполномоченного по правам человека в РФ сформирована для того, чтобы обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их следования и почтения государственными органами, должностными лицами, а также органами местного самоуправления.

Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен тем или иным государственным органам, а также должностным лицам.

Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ не прерывает и не приостанавливает деятельности уполномоченного, в том числе не влечет ограничения его компетенции. [2]

  1. Возникает вопрос: какова же все-таки функциональная часть данного специализированного органа? В ходе анализа литературы соответствующего направления были выявлены следующие основные функции, выполняемые уполномоченным по правам человека в РФ:
  2. ‒ осуществление процесса ознакомления с нарушенными правами и свободами человека и гражданина с целью дальнейшего принятия восстановительных мер;
  3. ‒ осуществление процесса усовершенствования соответствующей законодательной базы с целью обеспечения соответствия положениям международного права;
  4. ‒ проведение коммуникативной политики с целью передачи необходимой информации по рассматриваемому вопросу относительно специфики его решения.
  5. ‒ регулярные чтения докладов, касающихся регулированию в сфере прав и свобод человека и гражданина.

Особого внимания заслуживают два последних факта относительно компетенции исследуемой должности. Правовое просвещение по правоспособности человека и гражданина предполагает разъяснение не столько самого спектра имеющихся прав и свобод, сколько специфику методов по их защите. В связи с этим проводятся различные беседы и консультации административной, судебной и иной другой.

Ежегодные выступления с докладами о полученных результатах входе проводимых в этой сфере исследований позволяют ознакомиться с текущим положением дел и принять соответствующие меры с целью их улучшения.

Необходимо также прокомментировать еще одно из направлений деятельности уполномоченного по правам человека, связанное с осуществлением процесса ознакомления с нарушенными правами и свободами человека и гражданина с целью дальнейшего принятия восстановительных мер. Иными словами, субъект соответствующего правового регулирования занимается рассмотрением жалоб о нарушении прав и свобод, которые могут подаваться как лица с российским и иным гражданством, так и те, что в настоящее время его не имеют.

  • Как правило, все предъявленные недовольства в большей степени связаны с деятельностью, а также и с бездействием:
  • ‒ органов государственной власти;
  • ‒ органов местного самоуправления;
  • ‒ иных должностных лиц.
  • Однако необходимо отметить, что те или иные жалобы только тогда подлежат рассмотрению, если:
  • ‒ ранее обжалованы в рамках судебного процесса;
  • ‒ не связаны с вынесенными решениями палат Федерального Собрания РФ, а также и представительных органов государственной власти субъектов РФ2.
  • Несмотря на все вышесказанное, должность Уполномоченного по правам человека в РФ нельзя отнести к разряду престижных и востребованных.
  • Во-первых, это связано с неизбежным контролем всего, что может как-то повлиять на правоспособность человека, не думая при этом о каких-либо исключениях или уступках.

Во-вторых, относительно финансовой поддержки — материальное обеспечение данного органа оставляет желать лучшего. Так, например, по показателям в 2000 году бюджетная часть была представлена 41 миллионом рублей, что считается весьма низким показателем, если сравнивать бюджет Счетной палаты.

В-третьих, месторасположение рабочего места не способствует также улучшению текущего положения в силу действия в соответствующем здании пропускной системы, что не позволяет быть абсолютно доступным.

Однако, пренебрегая отрицательными чертами данной должности, следует отметить самое важное. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации играет «роль» посредника между государством и населением. Деятельность, направленная на решение вопросов по регулированию прав и свобод человека и гражданина, способствует укреплению авторитета государственной власти.

Таким образом, в государственно-правовом значении под омбудсменом подразумевается достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав и свобод личности, и опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но не имеющий права изменять принятые ими решения.

Литература:

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 52. — Ст. 1865

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *