Расторжение договора в одностороннем порядке

Расторжение договора в одностороннем порядке

Мы регулярно публикуем разъяснения органов ГЖН по вопросам в сфере ЖКХ. Два из таких разъяснений прокомментировали юристы и эксперты Ассоциации «Р1». Читайте их мнение по темам расторжения договора уп…

Расторжение договора в одностороннем порядке Ольга Шевлягина Расторжение договора в одностороннем порядкеРасторжение договора в одностороннем порядкеРасторжение договора в одностороннем порядке

Мы продолжаем обзор обновлённых Минтрудом России профессиональных стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Читайте, какие стандарты утвердило ведомство в области проектирования и обслуживан…

Расторжение договора в одностороннем порядке

Письменное согласие субъекта персональных данных на работу с ними – не единственный документ, который должен быть у УО как оператора ПДн. Читайте, какие ещё шаблоны, инструкции и регламенты в эт…

Расторжение договора в одностороннем порядке

Делаем очередной обзор рекомендаций органов ГЖН в сфере управления домами и предоставления ЖКУ. Читайте, могут ли собственники отказаться от договора управления с УО, выбранной по итогам муниципальног…

Расторжение договора в одностороннем порядке

УО обязаны следить, чтобы в местах общего пользования собственники не устраивали склады мебели и личного имущества. Это нарушение законодательства, в том числе противопожарного. Рассказываем, кто отве…

Расторжение договора в одностороннем порядке

На онлайн-семинаре Ассоциации «Р1» для РСО мы обсудили темы, интересные поставщикам ресурсов и управляющим домами. Поговорили об установке ОДПУ и отношениях гарантирующих поставщиков с собственниками …

Расторжение договора в одностороннем порядке

В начале августа мы предложили вам задать вопросы о проведении онлайн-ОСС. Ответы на них дали эксперт ОНФ и комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое России Павел Склянчук и исполнительный дир…

Обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда устанавливать на придомовой территории сборники для твёрдых отходов закреплена в пп. пп. 3. 7. 1, 3. 7. 4 Правил № 170. Несмотря на это вопросы о то…

В апреле 2021 года Конституционный Суд России разрешил забирать у должника, признанного банкротом, единственное жильё, если его площадь значительно превышает установленные нормативы. Читайте об услови…

Этим летом Правительство России дважды внесло изменения в порядок расчёта платы за отопление в многоквартирных домах. Вместе с Еленой Шерешовец разбираемся в новых формулах и условиях их применения. У…

Продолжаем тему, что делать поставщику информации в ГИС ЖКХ, если орган Госжилнадзора требует от него устранить нарушения, которых по факту нет. Читайте, как РСО удалось отменить предписание ГЖИ, осно…

Всероссийская проверка ГИС ЖКХ по поручению Правительства РФ завершилась 31 мая, но тема всё ещё не теряет актуальности. В Москве и Московской области ГЖИ продолжают проверять УО и ТСЖ. По итогам они …

Ни в одной инструкции ГИС ЖКХ нет разъяснений, как УО отразить в системе ситуации, если срок договора управления истёк, а новый договор…

Оператор ГИС ЖКХ постоянно дорабатывает функционал системы. Но поставщики информации находят новые ошибки и часто не могут разместить д…

Расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке — Контур.Школа

Согласно ч. 8 ст.

95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст.

    450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.

  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4, ст. 34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч. 5, ст. 34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

Закон № 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы в той части, в какой они не противоречат Закону № 44-ФЗ.

«Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1, ст. 2, № 44-ФЗ).

Хотите знать все о процедурах заключения контракта по 44-ФЗ и договора по 223-ФЗ? Записывайтесь на экспресс-курс «Договоры в регламентированных закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ»

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Возможны и другие способы уведомления поставщика, например через электронную почту.

Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95).

Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95).

Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95).

Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше.

Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда

  • По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).
  • Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.
  • На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.

3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст.

715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с ч. 14 ст.

95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство, согласовать ее с заказчиком и компетентными органами и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора, то есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта, и тем более основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок.

Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014).

Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Расторжение через суд или во внесудебном порядке? — Компания «АПИ»

Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, договор может быть расторгнут (по решению суда) только при существенном нарушении его условий, допущенном другой стороной, и в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором. Причем существенным признается нарушение договора одной стороной, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Иными словами, сторона не может расторгнуть заключенный договор лишь по собственной инициативе, без соответствующего судебного решения.

Но нельзя не отметить: данная норма ГК РФ вступает в некоторое противоречие как с нормами гражданского законодательства, устанавливающими случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см.

описанную выше ситуацию одностороннего отказа от исполнения и расторжения договора поставки), так и с соответствующими нормами других федеральных законов, в том числе Закона N 44-ФЗ.

В связи с этим на практике нередко возникает вопрос: чем же руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжении контрактов по Закону N 44-ФЗ — названным Законом или ГК РФ? Чтобы дать ответ, нужно внимательно прочитать ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ.

В ней говорится, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие осуществление закупок, в том числе особенности исполнения контрактов, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ.

Следовательно, если по ГК РФ нужно расторгать контракт в одностороннем порядке через суд, а в Законе N 44-ФЗ данное расторжение предусмотрено без обращения в суд, превалирует норма Закона N 44-ФЗ.

Впрочем, этот вывод относится только к договорам, заключенным в рамках Закона N 44-ФЗ. Что касается сторон по договорам, заключенным по Закону N 223-ФЗ, им следует придерживаться лишь тех норм, которые содержатся в самом Гражданском кодексе (Закон N 44-ФЗ отношения названных сторон уже не регулирует).

Получается, что согласно гражданскому законодательству указанный контрагент может в одностороннем порядке и без обращения в суд расторгнуть только договор поставки (на основании п. 4 ст. 523 ГК РФ).

Во всех же остальных случаях, где идет речь только об одностороннем отказе от исполнения договора (например, при заключении договора возмездного оказания услуг), контрагент может лишь отказаться от исполнения своих обязательств по такому договору, а вот расторгать его при невозможности сделать это по соглашению сторон придется через суд.

Добиться нужного судебного решения, если отказ от исполнения договора уже произошел в силу возникновения установленных законодательством случаев, в принципе несложно, но лишнее время и другие ресурсы все равно будут потрачены.

Тем не менее в ГК РФ есть отдельная норма, в соответствии с которой в случае одностороннего отказа от договора (его исполнения) полностью или частично (если такой отказ допускается) договор считается расторгнутым или измененным (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ).

Хотя данная норма опять же несколько не стыкуется с анализируемым положением о том, что без согласия одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда, именно на эту норму можно опираться в ситуации, когда сторона, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора по разрешенным основаниям, считает, что тем самым она одновременно расторгла договор. Такой позиции в отношении закупок по Закону N 223-ФЗ придерживаются и суды

Отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны в ответ на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок (ст. 452 ГК РФ). Также добавим, что на практике степень значительности ущерба в каждом конкретном случае определяется судом.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Одностороннее расторжение договора закупки в рамках гражданского законодательства (Чагин К.Г.) («Руководитель автономного учреждения», 2017, N 2) {КонсультантПлюс}

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ

Когда договор можно расторгнуть в одностороннем порядке Когда заказчик может отказаться от контракта по 44-ФЗ Алгоритм расторжения контракта заказчиком Расторжение по инициативе поставщика Порядок расторжения договора поставщиком

Контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке, если исполнитель или госзаказчик не соблюдают условия. Расскажем, когда стороны могут расторгнуть договор и в каких случаях у исполнителя есть риск попасть в РНП.

Когда договор можно расторгнуть в одностороннем порядке

Контракт по 44-ФЗ можно прекратить по согласию сторон, по решению суда и в порядке одностороннего отказа от исполнения в соответствии с ГК РФ. Стороны могут отказаться от контракта, если выполняются два условия:

  1. Одна из сторон нарушила существенные условия договора и конкретные обязательства, прописанные в тексте контракта. В гражданском кодексе существенными называют нарушения, которые несут для другой стороны такой ущерб что «она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ).
  2. В тексте договора прописано условие, что его можно расторгнуть в одностороннем порядке. Если заказчик не указал этого в контракте, то отказаться от исполнения нельзя. Тогда прекратить исполнение договора может только суд, если стороны не договорились мирно.

Когда заказчик может отказаться от контракта по 44-ФЗ

Заказчик обязан отказаться от контракта, если:

  • участник заявил ложные данные, благодаря которым победил в закупке;
  • продукция не соответствует документации о закупке;
  • расторгнут инвестиционный контракт на товар, который произвели или модернизировали в России.

Такую обязанность госзаказчика устанавливает ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.

В других случаях госзаказчик по своему усмотрению принимает решение об отказе от исполнения договора, если исполнитель нарушил существенные условия:

  • поставил некачественный товар, некачественно выполнил работы;
  • несколько раз нарушил сроки поставки;
  • не успел сдать работы в срок.

Компания «Дарина» победила в электронном аукционе на оказание услуг по уборке помещений и заключила контракт со школой № 1021.

«Дарина» некачественно вела уборку в здании, о чем госзаказчик написал в актах приемки работ. Школа направляла исполнителю претензии и требовала устранить замечания.

Компания на претензии не реагировала, замечания не устранила. Школа взыскала с нарушителя штраф и расторгла договор в одностороннем порядке.

Заказчик может привлечь экспертов и провести экспертизу товара, работ, услуг, прежде чем отказаться от договора. В таком случае он может расторгнуть договор, только если экспертиза выявила нарушения со стороны исполнителя.

Бывает, что заказчики решают расторгнуть договор без существенных оснований и не платят исполнителю за оказанные услуги. Если вы считаете, что исполнили обязательства, а госзаказчик неправомерно отказался от договора, обращайтесь в суд и отстаивайте свою точку зрения. В судебной практике есть примеры, когда суд признал решение заказчика расторгнуть контракт незаконным.

Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области заключило контракт с фирмой «Интеграл» на выполнение работ по мониторингу и выявлению редких видов животных и растений. Фирма предоставила отчет по мониторингу в срок.

Заказчик провел экспертизу выполненных работ и на ее основании решил расторгнуть контракт. Свое решение Министерство обосновало тем, что отчет поставщика не соответствует ГОСТу, нормативным документам и представлен поверхностно.

 

Исполнитель написал заказчику письмо с подробными ми по отчету и попросил отменить решение об отказе. Госзаказчик в ответ на письмо выставил новые замечания. «Интеграл» их устранил, направил новый отчет заказчику и обратился в суд, так как посчитал, что заказчик нарушил процедуру принятия работ.

Суд провел независимую экспертизу по выполненным работам, которая показала, что отчет исполнителя соответствует условиям госконтракта и техзадания.

Замечания, которые выявил заказчик, не являются существенными и не влияют на «общую положительную оценку работы».

Кроме того, Министерство должно было отменить решение о расторжении, если исполнитель за десять дней исправит замечания, что он не сделал. 

Суд признал решение заказчика неправомерным, взыскал с Министерства в пользу исполнителя задолженность по оплате договора, судебные расходы и расходы на экспертизу, которую поставщик проводил дополнительно (№А42-1718/2015).

Алгоритм расторжения контракта заказчиком

Заказчик оформляет решение в свободной форме, в котором указывает:

  • реквизиты договора, который хочет расторгнуть;
  • основание расторжения;
  • срок, в течение которого решение вступает в силу.

В течение трех рабочих дней заказчик размещает решение в ЕИС и направляет его поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении.

Дополнительно заказчик может отправить поставщику телеграмму, факс, письмо по электронной почте. Главное для заказчика — это подтверждение о том, что поставщик получил документ, а значит, он надлежаще уведомлен (ч. 12 ст.

95 44-ФЗ). С этого момента у поставщика есть десять дней, чтобы исправить нарушения.

Заказчик отменит решение об отказе, если исполнитель устранит нарушение за десять дней. При повторном нарушении такого шанса не будет, заказчик не отменит решение.

Если поставщик не устранил нарушение в срок, то решение об отказе вступает в силу, контракт прекращает действовать, исполнителя вносят в РНП.

Порядок расторжения договора контролирует ФАС. Исполнителя не включат в РНП, если госзаказчик нарушил порядок и сроки, например, не уведомил поставщика или не опубликовал в ЕИС в срок сведения об отказе от контракта.

Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ

Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ

Расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке можно в тех случаях, когда заказчик или поставщик не соблюдают его условия. Эта процедура, в отличие от расторжения контракта по соглашению сторон, жестко регламентирована Федеральным законом № 44-ФЗ и положениями Гражданского кодекса. Кто и когда ее может применять и какие риски она несет для заказчиков и поставщиков?

Закон № 44-ФЗ допускает несколько способов расторжения госконтракта:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • односторонний отказ в соответствии с гражданским законодательством.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта могут принять и заказчик и поставщик.

ВАЖНО. Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке должна быть прописана в самом контракте. В противном случае стороны смогут прекратить отношения только через суд.

Основания для одностороннего отказа

Расторгать контракт в одностороннем порядке можно только при существенном нарушении условий договора другой стороной. Об этом сказано в пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса.

Заказчик может пойти на одностороннее расторжение контракта, если поставщик (подрядчик):

  • указал неверные сведения о себе или товаре;
  • поставил некачественный товар или товар, который не отвечает оговоренным в контракте характеристикам;
  • нарушает сроки поставки товаров;
  • не приступает к работам или выполняет их слишком медленно (например, не успеет закончить ремонт школы к началу учебного года).

ВНИМАНИЕ. Сведения о поставщике, с которым контракт был расторгнут по инициативе заказчика, включат в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Помимо этого заказчик потребует от поставщика возместить понесенный ущерб.

Для поставщика (подрядчика) существенными нарушениями условий контракта со стороны заказчика будут:

  • необоснованный отказ в приеме товаров (работ, услуг);
  • отказ в выплате аванса или оплате всего контракта.

ВНИМАНИЕ. Поставщикам не следует расторгать госконтракт по своей инициативе только лишь из-за того, что его условия стали невыгодными.

Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть.

Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, то шансов выиграть суд у него практически не будет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Приведем алгоритмы одностороннего расторжения госконтракта для заказчика и поставщика.

Как действовать заказчику

  1. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Это можно сделать с помощью экспертов или экспертных организаций.

  2. При выявлении нарушений со стороны поставщика заказчик принимает решение о расторжении контракта в одностороннем порядке и оформляет соответствующий документ. Решение о расторжении госконтракта составляется в произвольной форме. В нем указывается наименование заказчика, его адрес, контакты и информация о закупке.

    Далее следует описательная, мотивировочная и резолютивная части, указываются сроки размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС и проставляются подписи всех членов комиссии заказчика.

  3. В течение трех рабочих дней с даты принятия решения заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Документ можно отправить по электронной почте, телеграммой или факсимильной связью.
  4. Необходимо дождаться, когда поставщик получит уведомление.

    В любом случае поставщик считается уведомленным по истечении 30 дней с момента размещения решения в ЕИС.

  5. Решение вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней после уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Но если в течение этих десяти дней поставщик успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта.

  6. В течение трех дней сведения о поставщике направляются заказчиком в ФАС с последующим включением поставщика в РНП.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

СПРАВКА. Поставщик может только один раз исправить допущенную ошибку. Заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушит условия одного и того же госконтракта.

Как действовать поставщику

  1. При наличии существенных нарушений условий госконтракта со стороны заказчика поставщик принимает решение об одностороннем расторжении контракта и оформляет его решение в письменном виде.
  2. О принятом решении необходимо уведомить заказчика.

    Это можно сделать любым доступным способом — по почте, по электронной почте, факсимильным отправлением и т.п. Лучше всего использовать одновременно несколько каналов.

  3. У заказчика есть десять дней (со дня получения уведомления) на исправление допущенных нарушений.

  4. Если заказчик не исправляет нарушение, то по истечении 10-дневного срока контракт считается расторгнутым.
  5. Далее поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта и (или) затраты закупку партии товара у производителя.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в онлайн‑режиме

Стоит отметить, что одностороннее расторжение — это крайняя, вынужденная, мера. К ней, в отличие от расторжения контракта по обоюдному согласию, прибегают не часто. Потому как одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ несет для обеих сторон весомые последствия. Заказчик не получает необходимый товар (работу, услугу), а поставщик рискует оказаться в РНП.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Расторжение заказчиком контракта по ФЗ № 44 в одностороннем порядке

Можно ли расторгнуть контракт в одностороннем порядке без веских причин?

ФЗ № 44 не связывает право Заказчика на отказ от контракта с конкретными нарушениями со стороны Исполнителя, в законе указано, что право на отказ должно быть закреплено в контракте, а основание для отказа должно быть предусмотрено гражданским законодательством.

Вместе с тем, некоторые положения ГК РФ позволяют Заказчику отказаться от договора без каких-либо причин.

Так, в статье 717 ГК определено, что Заказчик вправе в любой момент до сдачи ему результата отказаться от исполнения договора.

При этом он должен уплатить подрядчику часть цены пропорционально выполненной работы, а также возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда в установленных пределах.

Учитывая тот факт, что при определении оснований для одностороннего отказа от контракта ФЗ № 44 делает отсылку к ГК РФ, формально для недобросовестных Заказчиков появляются правовые возможности для немотивированных односторонних отказов от исполнения контрактов.

На практике сложились разные подходы относительно того, может ли Заказчик отказаться от контракта по правилам статьи 717 ГК РФ, или лишен такой возможности.

Согласно позиции, высказанной Министерством экономического развития РФ, односторонний отказ Заказчика допускается только при нарушении Исполнителем условий контракта. К такому выводу приводит системный анализ частей 8, 9 и 11 статьи 95 ФЗ № 44 [1].

Кроме того, в письмах разъясняется, что ФЗ № 44 предусматривает обязанность Заказчика отменить решение об отказе, если Исполнитель устранил те нарушения, которые привели к указанному решению.

Следовательно, именно нарушения, допущенные Исполнителем, могут являться основанием к принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе.

Указанная позиция нашла отражение и в судебной практике.

Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в своих решениях указал, что признание за Заказчиком безусловного права на отказ от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, позволяет немотивированно отказаться от исполнения контракта в любой момент, что влечет злоупотребления со стороны недобросовестных Заказчиков. Односторонний отказ не может быть произвольным, и допустим только в случае нарушения условий контракта.[2]

Однако в судебной практике встречался и прямо противоположный подход к рассматриваемому вопросу.

Так, в некоторых случаях, оценивая законность отказа Заказчика от исполнения контракта, суды исходили из того, что статья 717 ГК РФ не обязывает Заказчика указывать мотивы отказа от исполнения договора, при этом законом предусмотрено право заказчика по своей инициативе отказаться от контракта.

Гражданское законодательство не ставит право Заказчика на отказ от исполнения контракта в зависимость от факта надлежащего исполнения второй стороной контракта своих обязательств.[3]

Исходя из разъяснений гос.органов и сложившейся судебной практики, в настоящий момент право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта находится во взаимосвязи с фактом допущенных Исполнителем нарушений условий контракта. При этом уточняется, что такие нарушения должны быть существенными.

Кроме того, если Заказчик безосновательно отказался от контракта, его могут привлечь к административной ответственности по статье 7.32 КоАП (нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта).

Штрафы в этом случае достигают 50 000 рублей для должностных лиц и 200 000 рублей для юридических лиц.

По нашему мнению, указанная позиция справедлива, ведь только в случае отказа от контракта по причине допущенных контрагентом нарушений можно говорить о равноправии сторон в отношениях, связанных с исполнением гос.контракта.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *