Что делать при отказе в регистрации права собственности на квартиру, земельный участок или другой объект недвижимости

Что делать при отказе в регистрации права собственности на квартиру, земельный участок или другой объект недвижимости Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Росреестр может отказать в регистрации недвижимого имущества в соответствии с Законом «О гос. регистрации недвижимости». Если госорган выявил причины для отказа, то сначала он приостанавливает процесс и дает заинтересованному лицу срок на устранение замечаний.

Причиной для приостановления дела может стать требование предоставить регистрационному органу дополнительные сведения в виде договоров, выписок, соглашений, справок и других документов, которые смогут подтвердить возникновение прав собственности. После устранения причин, послуживших к приостановлению, процесс возобновляется.

Что делать при отказе в регистрации права собственности на квартиру, земельный участок или другой объект недвижимости

Участники сделок с любой недвижимостью вправе по своей инициативе приостановить начатый процесс регистрации после подачи пакета документов. Для этого продавец или покупатель обязан написать заявление и направить его лично или через интернет в Росреестр. Сделать это можно только один раз.

Обратите внимание!

В заявлении следует обязательно указать причину приостановки и срок, который не может превышать шести месяцев.

Если для приобретения жилья используется ипотечный кредит, то заявление обязательно подписывается двумя сторонами сделки с согласия кредитующего банка.

Если, к примеру, заявитель попросил приостановить регистрацию на 3 месяца и после этого не подал письменного заявления с просьбой возобновить процесс, то регистрирующий орган принимает одно из двух решений: возобновить регистрацию или отказать в ней.

Время, отведенное для регистрации, в случае приостановки процесса прерывается, а после возобновления начинает отсчитываться по-новому.

Если в процессе приостановки регистрации возникли форс-мажорные обстоятельства, то стороны вправе подписать заявление о прекращении государственной регистрации и возврате документов, которое подается в регистрирующий орган.

Основания отказа в государственной регистрации прав

Полный перечень причин отказа указывается в статьях 26 и 27 ФЗ № 218.

Отказ в регистрации собственности можно получить в том случае, если:

  • объект недвижимости, который планируется зарегистрировать, не подлежит государственной регистрации;
  • заявление было подписано и подано ненадлежащим лицом, т.е. не собственником недвижимости;
  • заявление не соответствует требованиям закона;
  • был подан неполный комплект документов;
  • формат поданных в Росреестр электронных документов не соответствует установленному образцу;
  • в бумажных документах, поданных лично, были обнаружены приписки, исправления или подчистки;
  • у заявителя нет прав и полномочий на подачу документов. В первую очередь это относится к подаче заявления доверенным лицом собственника недвижимости, несмотря на запрет самого собственника;
  • существуют противоречия между правами собственности, которые были ранее зарегистрированы и которые были затем заявлены;
  • в процессе рассмотрения выяснилось, что акт государственного органа о предоставлении права собственности на недвижимое имущество был после его принятия признан судом недействительным;
  • произошло наложение границ смежных земельных участков или отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ участка земли;
  • существует спор о границах между собственниками смежных участков;
  • в пятидневный срок после поступления документов у регистрирующего органа нет информации об уплате госпошлины за осуществление сделки. Квитанцию об уплате госпошлины прилагать к документам закон не обязывает, но во избежание недоразумений лучше приобщить ее копию;
  • заинтересованным лицом по забывчивости не было подписано заявление о регистрации прав на недвижимое имущество;
  • заявитель при личной подаче документов на регистрацию не соглашается предъявлять свой паспорт.

К дополнительным причинам отказа в регистрации земельного участка и другой недвижимости в собственность относятся:

  • наличие судебного спора по принадлежности имущества разным собственникам;
  • отсутствие законного согласия всех собственников и заинтересованных лиц на совершение сделки;
  • наличие в Едином госреестре недвижимости отметки о невозможности изменять имущественные права на земельный участок или строение.

Обратите внимание!

Если регистрирующим органом было вынесено решение об отказе в регистрации прав собственности на любой из видов недвижимости, то уплаченная госпошлина возвращена не будет.

Уведомление об отказе направляется заявителю по адресу, указанному в его заявлении. В нем должны содержаться обоснованные причины отказа с обязательной ссылкой на нормативные акты.

После отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество его собственник не сможет им в полной мере распоряжаться и совершать юридически значимые действия (продавать, дарить, завещать, обменивать или использовать в качестве залога). Именно поэтому очень важно как можно скорее обжаловать решение регистрационного органа в установленные законом сроки.

Обжалование отказа в регистрации прав

Что делать при отказе в регистрации права собственности на квартиру, земельный участок или другой объект недвижимости

После того как было вынесено решение об отказе в регистрации, заявитель вправе:

  • как можно скорее устранить допущенные нарушения и повторно подать пакет документов;
  • подать жалобу на отказ в государственной регистрации прав в соответствии со статьей 8.1 ГК РФ и ч.12 ст. 29 ФЗ № 218 в суд.

Порядок обжалования

  • Если жалоба подается ИП или юридическим лицом, то обращаться нужно в Арбитражный суд, по месту нахождения регистратора, которое в большинстве случаях совпадает с местом нахождения имущества собственника.
  • Физическим лицам следует подавать административный иск в районный суд.
  • Как правило, заявитель может попросить у суда:
  • признать незаконным отказ в регистрации Росреестром;
  • обязать регистрирующий орган произвести регистрацию права собственности.

Основанием для оспаривания решения регистрационного органа в суде будет одна из причин, по которой оно было вынесено.

Должностные лица Росреестра обязаны будут доказать в суде, что их решение соответствует нормам ФЗ-№ 218.

Сроки обжалования

Предприниматель при нарушении его прав в процессе регистрации должен руководствоваться главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Для подачи жалобы у него не более трех месяцев после вынесения решения.

Обратите внимание!

Во время обжалования ИП или юридическое лицо должны будут доказать не только то, что отказ был незаконным, но и что были нарушены определенные права.

Для физических лиц, чьи права также были нарушены, для обжалования действует тот же срок, равный трем месяцам, предусмотренный ст. 219 КАС РФ.

Ни Арбитражный, ни обычный суд не вправе отказать в принятии иска по причине пропуска срока для его подачи.

Административный иск обязательно принимается судом, после чего в предварительном заседании рассматриваются причины пропуска.

Если будут установлены уважительные причины, которые стали основанием для пропуска срока, то срок восстанавливается судом и дело принимается к дальнейшему рассмотрению.

Заявление об отказе государственной регистрации права собственности

Чтобы оспорить решение об отказе в госрегистрации недвижимости, принятое должностным лицом Росреестра, необходимо правильно составить и своевременно подать исковое заявление.

В нем обязательно должны содержаться:

  • полное название суда;
  • контактная информация и данные истца;
  • информация о государственном органе и о должностном лице, принимавшем решение, чьи действия обжалуются;
  • доказательства обращения в отделение Росреестра для проведения регистрационных действий и основания для регистрации;
  • перечень представленных документов;
  • обстоятельства, которые послужили основанием для отказа с учетом даты принятия решения и его номера;
  • доводы заявителя, подтверждающие незаконность принятого решения со ссылками на нормы закона;
  • требование об отмене решения и проведении повторной процедуры регистрации прав собственности на недвижимое имущество.

Результаты рассмотрения иска

При удовлетворении требований истца суд, как правило, признает отказ в регистрации незаконным, а Росреестр обязывает совершить регистрацию в установленный срок. Копию судебного вердикта получает не только истец, но и государственный регистрирующий орган.

Обратите внимание!

Решения арбитражного или административного суда по таким делам подлежат немедленному исполнению. Исключением могут быть только те случаи, когда в самом решении изначально не были указаны другие сроки.

Как только решение судебного органа поступает в отделение Росреестра, его должностные лица обязаны осуществить регистрацию права собственности на объект жилой, нежилой недвижимости или земельный участок. Новое заявление и пакет документов подавать заинтересованному лицу в этом случае нет необходимости. От повторной оплаты государственной пошлины собственник недвижимости также освобождается.

Решение суда считается исполненным сразу после того, как заинтересованное лицо получает на руки решение о регистрации.

Резюме

Отказ в регистрации Росреестром прав собственности на недвижимость имущество относится к акту административного характера, в основе которого лежит нарушение заявителем норм законодательства или неустранение предписаний регистрирующего органа. Поэтому очень важно правильно подготовить и собрать нужный пакет документов.

Если все-таки был получен отрицательный ответ, то лучше всего обратиться за помощью к юристам нашей компании. Они правильно оценят ситуацию, выявят нарушения со стороны регистрирующего органа, помогут составить исковое заявление и добиться отмены отказа в регистрации вашей недвижимости.

Что делать при отказе в регистрации права собственности на квартиру, земельный участок или другой объект недвижимости Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Почему могут отказать в госрегистрации

19.12.2016

Что такое отказ в  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и как обывателю разобраться в тонкостях регистрационной деятельности?

Во-первых, орган государственной регистрации прав в процессе своей деятельности при осуществлении регистрации прав обязан принять решение по каждому поступившему на регистрацию заявлению. Каким может быть решение регистратора?

В своем большинстве принимаются решения о проведении регистрации. Так, за истекший период 2016 года в отношении объектов недвижимости Омского района было принято 27985 положительных решений о проведении регистрации.

Может быть принято решение о прекращении регистрации в тех случаях, когда заявители в процессе регистрации, но до принятия решения регистратором, представили заявления о ее прекращении, то есть самостоятельно отказываются от проведения регистрации по сделке. Подобные случаи возникают, когда после подписания договора у сторон изменились обстоятельства либо имеются неустранимые в процессе регистрации недостатки, но такие решения составляют только 2,3 процента от общего количества принятых решений.

Еще одна категория принятых регистратором решений – возврат документов без рассмотрения, составляющая всего 0,5 процента от всех заявлений, принятых на регистрацию.

Читайте также:  Трудовой договор с водителем

Данное решение принимается  в случаях  отказа в осуществлении кадастрового учета, а также при отсутствии информации об уплате государственной пошлины (п. 5 ст. 13 и п. 4 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.

1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

Во-вторых, не нужно путать отказ в регистрации с отказом в приеме документов, так как на стадии приема документов решение об отказе в регистрации не может быть принято специалистом, который осуществляет прием пакета документов для проведения регистрации.

Решение об отказе в регистрации  принимается только государственным регистратором и только после проведения правовой экспертизы всех, представленных заявителем, документов и принятия мер для устранения недостатков, препятствующих проведению государственной регистрации.

А отказать в приеме документов может специалист, осуществляющий прием, в одном случае – когда в документах имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные в них исправления, либо документ исполнен карандашом, имеет серьезные повреждения, не  позволяющие истолковать его содержание (п. 3 ст. 18 Закона о регистрации).

Остановим внимание на основаниях принятых решений об отказе в государственной регистрации и проанализируем причины таких отказов, поскольку при обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество любой гражданин либо юридическое лицо не застрахованы от ситуации, когда имеющиеся недостатки, препятствующие регистрации, влекут за собой решение об отказе в государственной регистрации. Данная категория принятых решений составляет около 2 процентов от общего количества зарегистрированных прав, ограничений, сделок.

Основания для отказа в регистрации предусмотрены статьей 20 Закона о регистрации.  Вроде бы достаточно просто принять решение, определив, имеются ли основания  для отказа в регистрации, указанные в законе.

Однако ситуации бывают разные, и регистратор  должен дать оценку не только всем документам, которые представлены для регистрации, но и предусмотреть последствия принятого им решения,  в том числе его обоснованность и возможность обжалования решения  в судебном порядке.

Первое основание для отказа. Оно звучит так: «Право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав».

Как правило, по данному основанию очень редко принимаются решения об отказе, в текущем году их было три, поскольку это как раз те случаи, когда регистрация не предусмотрена законодательством.

Если буквально трактовать данную формулировку, то можно сделать вывод о том, что  речь идет о различных видах прав на недвижимость, которые делятся на подлежащие регистрации и не подлежащие таковой, а также случаи обращения за регистрацией права на объект, который не относится к недвижимому имуществу.

Следующее основание: «С заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо». Оно является уже более распространенным и обоснованно в тех ситуациях, когда отсутствуют полномочия у представителей для совершения конкретных регистрационных действий.

Были случаи, когда представитель обратился за регистрацией, представляя интересы своего доверителя, однако доверенность на момент обращения уже отменена доверителем.

По данному основанию также принимаются решения об отказе, когда имеется ошибка в правоустанавливающих документах правообладателя, не позволяющая достоверно определить принадлежность данного правоустанавливающего документа лицу, обратившемуся за регистрацией.

Это может быть неправильное написание фамилии, имени и отчества, либо допущены исправления в документе, которые не оговорены надлежащим образом. И в этом случае граждане только в судебном порядке могут установить факт принадлежности правоустанавливающего документа.

А вот, пожалуй, наиболее распространенное и самое ёмкое основание для отказа в регистрации: «Документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства».

Какие же случаи подпадают под данное основание? В общей массе отказов в регистрации отказы по этому основанию составляют 30 процентов. Очевидно, что несоответствие документов закону по форме и их несоответствие по содержанию, являются разными основаниями для отказа.

В практике регистрации это означает, что в отказе должно быть четко указано, по форме или по содержанию документы не соответствуют закону (разумеется, возможны случаи несоответствия и по форме, и по содержанию одновременно).

В каких же случаях принимается решение с основанием отказа, связанным с нарушением формы документов? Так, для регистрации может быть представлен документ, составленный в другом государстве, но не легализованный (отсутствует апостиль), не соблюдена установленная законодательством для отдельных видов сделок нотариальная форма договора, тоже самое относится к необходимости нотариального удостоверения доверенностей на осуществление регистрационных действий.

Теперь обратим внимание на нарушение требований к содержанию документов как основанию отказа в регистрации.

Требования к содержанию можно разделить на две группы. Первая – относится к сведениям, которые в обязательном порядке должны содержаться в правоустанавливающих документах. Эти требования содержатся  в ст. 18 Закона о регистрации и Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В частности, правоустанавливающие документы должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права, должны включать наименования юридических лиц без сокращения, с указанием их мест нахождения, а также полностью написанные фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства физических лиц. Вторая группа – это основания, которые предусмотрены законодательством, но не соблюдены заявителями. К ним можно отнести: несоблюдение преимущественного права покупки; несоблюдение норм, устанавливающих ограничения, в случае отчуждения земель сельскохозяйственного назначения; отсутствие сведений в договорах об имеющихся ограничениях (обременениях), ненадлежащий правоустанавливающий документ (выписка из похозяйственной книги, декларация об объекте).

Отдельным основанием,  и, зачастую, применяемым одновременно с предыдущим, является основание, сформулированное следующим образом: «Не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя».

Это основание, как и предыдущее, является распространенным и значительным по количеству, так как составляет 50 процентов от общего количества отказов.

В основном не представляются: правоустанавливающие документы; документы о предоставлении земельных участков для создания объектов недвижимости;  заявления о государственной регистрации первичного права продавцов о ранее возникшем праве; документы, подтверждающие права собственности продавцов;  нотариально удостоверенные согласия супругов; документы об отказе от права преимущественной покупки.  В настоящее время появились случаи, когда приняты решения об отказе в регистрации по причине  отказа родителей от исполнения обязательств по оформлению прав на несовершеннолетних детей при использовании средств материнского капитала. Имеются решения об отказе в связи с продажей доли постороннему лицу по землям сельскохозяйственного назначения. Новое для данного основания в текущее время – не представляются документы, подтверждающие законность перепланировки либо реконструкции объекта недвижимости. Также регистраторы вынуждены принимать решения об отказе по проблемным объектам долевого строительства, в связи с отсутствием документов для осуществления регистрации прав участников долевого строительства, например, по дому 2 мкр. Врубелево, В 2016 году регистраторами тщательно проверялись распорядительные акты органов местного самоуправления поселений и муниципального района по предоставлению земельных участков, в отделе была налажена работа по взаимодействию с земельными инспекторами Омского района, результатом которой явились 38 решений об отказе в регистрации.

Следующее основание для отказа в регистрации: «Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания». В 2016 году это основание применялось в двух случаях нарушения норм земельного законодательства, когда распоряжения сельских поселений были признаны недействительными в результате проверок и отменены.

Рассмотрим еще одно основание отказа, вытекающее  из ст. 20 Закона о регистрации: «Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества». Только в одном случае в 2016 году данное основание являлось причиной отказа в регистрации.

 Но под это основание подпадают и другие случаи.  Термин «не уполномоченный» говорит, прежде всего, о том, что речь идет о лице, которое само не является правообладателем и не имеет полномочий на распоряжение данным имуществом.

Таким образом, данное основание для отказа ориентирует регистрирующий орган на проверку правомерности распоряжения соответствующим правом.

Следующее основание для отказа: «Лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий».

Данная норма ориентирует регистратора на то, что в правоустанавливающем документе право на объект недвижимости должно быть описано в том состоянии, в котором оно находится на момент составления документа, т.е. со всеми ограничениями и обременениями, зарегистрированными в ЕГРП.

На практике имеется только один отказ в регистрации по данному основанию, поскольку заявители заинтересованы в проведении регистрации и принимают все меры для устранения данного основания в процессе проведения правовой экспертизы.

Еще одно основание: «Правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества». Оно тоже является достаточно редким.

На практике текущего года во всех случаях заявителями являлись физические лица, желающие оформить права на созданные объекты, однако права на земельный участок у них отсутствовали в связи с истечением срока действия договора аренды.

Основание «Правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя» используется для принятия решения об отказе в регистрации нечасто. Данное основание прописано четко и не позволяет его расширительно толковать, соответственно применяется только в указанных случаях.

Следующее основание: «Имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами» применяется в случаях, когда правообладатель обратился за регистрацией, а аренда или ипотека уже погашены ранее, либо решением суда правоустанавливающий документ признан недействительным. Бывает, что заявители обращаются с заявлением об отказе от права собственности на земельный участок, однако они уже не являются правообладателями ввиду того, что ранее распорядились объектом.

Читайте также:  Куда обращаться при невыплате заработной платы при увольнении

Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в государственном кадастре недвижимости.

По данному основанию отказывается в тех случаях, когда объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет, но нужно отметить, что на сегодняшний день данная причина не является неустранимой, и решений по данному основанию принято не более десяти.

«Ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе» — это основание было использовано только в одном отказе в регистрации прав по заявлению муниципального образования.

«В государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем» — еще одно основание для принятия решения об отказе в регистрации, которое предусмотрено законом, однако практика по которому в Омском районе отсутствует.

Итак, законом четко определены основания для принятия регистратором решения об отказе в регистрации. Вместе с тем, следует отметить, что со стороны регистратора принимаются все меры, направленные на устранение недостатков, препятствующих проведению государственной регистрации.

Как  показывает практика работы и анализ принятых решений об отказе в регистрации, количество отказов – это не показатель работы регистрирующего органа, а прежде всего результат недоработки документов, которые готовятся для оформления юристами, представителями, кадастровыми инженерами, органами местного самоуправления и специалистами других органов. Скажем в дополнение, можно было бы вполне избежать принятия решений об отказе в регистрации нескольких десятков объектов, если бы до момента межевания, постановки на кадастровый учет объектов и подачи документов на регистрацию был бы проверен факт о принадлежности объекта.

И в завершение.  Сообщение  об отказе подписывается регистратором и направляется заявителю в течение пяти дней после окончания срока рассмотрения заявления.

В случае отказа в государственной регистрации государственная пошлина заявителю не возвращаются.

После отказа в государственной регистрации заявитель имеет право на повторное обращение за регистрацией после устранения причин, вызвавших отказ в государственной регистрации, либо обращается в суд.

Количество повторных обращений после устранения нарушений законом не регламентировано. Пошлина каждый раз оплачивается заново. Новое обращение имеет смысл только в том случае, если допущенное нарушение устранено.

В зависимости от ситуации в судебных инстанциях можно обжаловать отказ в государственной регистрации или подать иск о признании права в случаях, когда замечания, указанные в сообщении об отказе, устранить невозможно в силу объективных причин.

Если отказ в регистрации суд признает необоснованным и в его решении указано на необходимость провести регистрацию, то регистрация будет осуществляться без заявления, на основании решения суда и ранее поданных документов. В течение 3 дней после поступления решения суда в регистрирующий орган должностное лицо обязано уведомить об этом заявителя и известить о сроках совершения регистрационных действий.

  • В 2016 году в практике работы Омского отдела судебных решений о признании отказов в регистрации необоснованными принято не было.
  • Динара Галиаскарова,
  • начальник Омского отдела
  • Управления Росреестра
  • по Омской области,
  • государственный регистратор.

2.4. Последствия завершения строительства применительно к правам на землю

Права на землю после окончания строительства

  • Ситуация с правами на землю после ввода построенного объекта в эксплуатацию зависит от назначения построенного объекта (многоквартирный дом или иные объекты).
  • Завершение строительства многоквартирного жилого дома
  • Жилищным законодательством предусмотрены специальные правила, касающиеся оформления прав на земельный участок, расположенный под построенным многоквартирным домом.

Как отметили в совместном постановлении Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ, «если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведён государственный кадастровый учёт, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учёта (п. 5 ст. 16 Вводного закона[1]).

В силу п. п. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется[2].

Право собственности на земельный участок переходит к собственникам помещений с учётом следующих особенностей:

1)  До 1 января 2017 года судебная практика исходила из того, что право на участок переходит с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме, а публичный собственник утрачивает право на распоряжение им.

 Более того, с момента возникновения у собственников помещений в доме общей долевой собственности на земельный участок договор аренды этого участка должен считаться прекратившим своё действие на основании ст.

 413 ГК РФ (прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице)[3].

Между тем с 1 января 2017 года вступил в силу порядок ведения ЕГРН[4], согласно п. 139 которого право собственности застройщика или публичного образования на участок не прекращается после регистрации права собственности первого участника долевого строительства.

Вместо этого регистрирующий орган внесёт запись о долевой собственности застройщика (или публичного образования) и первого дольщика – правообладателя помещения.

Размер доли застройщика в праве на участок будет пропорционален общей площади не переданных дольщикам помещений и помещений, принадлежащих застройщику.

Таким образом, собственность застройщика или публично-правового образования с 2017 го­да прекращается не сразу, а «по частям» пропорционально площади передаваемых дольщикам помещений. Также из п. 139 указанного выше порядка следует, что договор строительной аренды будет прекращён не ранее передачи всех помещений дольщикам.

2)  Земельный участок должен быть сформирован для эксплуатации и обслуживания конкретного жилого дома[5]. Если на земельном участке расположены несколько объектов недвижимости, то право собственности на участок под ними к гражданам автоматически не переходит[6].

При этом с 01.03.2015 действует п. 6 ст.

 16 Вводного закона в новой редакции, которая предусматривает, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в ЕГРН.

Завершение строительства иного объекта капитального строительства

Если на земельном участке осуществляется строительство иного объекта, то логика, описанная применительно к жилым домам, не действует.

В этом случае оформление в собственность земельных участков осуществляется в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ за плату.

Кроме того, земельный участок может быть предоставлен в аренду для целей эксплуатации построенного объекта. В данном случае автоматически земельные отношения не изменяются, требуется подача застройщиком соответствующего заявления. Порядок его рассмотрения устанавливается на уровне того публично-правового образования, в собственности которого находится земельный участок.

Ст. 39.20 ЗК РФ заменила хорошо известную ст. 36 ЗК РФ, которая ранее регулировала отношения по поводу выкупа земельного участка или оформления его в аренду для целей эксплуатации.

Среди наиболее важных новаций в этой сфере необходимо отметить следующие:

1)  по правилам ст. 39.20 ЗК РФ земельный участок формируется в соответствии с проектом межевания или схемой расположения земельного участка, если проект межевания не утверждён;

2)  из закона убран критерий определения границ выкупаемого участка, предусмотренный ст. 36 ЗК РФ, а именно фактическое землепользование. При этом схема расположения земельного участка готовится без учёта фактического землепользования;

3)  из ст. 35 ЗК РФ исключён п. 2: «Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ГрК РФ».

В этой связи по-новому должна решаться традиционная проблема, возникавшая при выкупе земельных участков. Она касается того, что зачастую для эксплуатации построенных объектов требуется участок меньший, чем был предоставлен для их строительства. В период действия ст.

 36 ЗК РФ суды анализировали вопросы фактического землепользования заявителя, а также определения площади участка, необходимого для использования расположенных на нём объектов, с учётом требований строительных, пожарных и санитарных правил. Сейчас законные основания для этого отсутствуют. Статья 39.

20 ЗК РФ никаких критериев для определения границ земельного участка не содержит.

Кроме того, в письме Минэкономразвития России от 25.06.2015 № Д23и-2954 указано, что правообладатели застроенных земельных участков, которые в существующих границах значительно превосходят площадь застройки расположенных на них зданий, имеют право выкупа всего земельного участка (исходя из грамматического толкования положений ЗК РФ, предусмотренных пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

Несмотря на позицию Минэкономразвития России, судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно.

В связи с этим при разрешении споров судам нужно обращаться к нормам, касающимся подготовки проекта межевания или схемы расположения земельного участка. Рассмотрим несколько ситуаций, когда застройщику был предоставлен земельный участок для строительства, он построил объекты, но площадь предоставленного участка больше той, что необходима для их эксплуатации.

Предоставленный участок сформирован в соответствии с проектом межевания – в этом случае уполномоченный орган не вправе отказать в выкупе земельного участка в любом случае.

Читайте также:  Как сделать расчет зарплаты после отпуска

ЗК РФ исключает возможность формирования иного участка иначе как в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, поэтому реализация права на выкуп в данном случае возможна только на основании проекта межевания. Эта ситуация может быть как выгодна, так и не выгодна застройщику.

Например, в его интересах оформить участок меньшей площади для снижения налоговых платежей, однако застройщик также связан положениями проекта межевания, поэтому он может выкупить земельный участок только полностью.

Предоставленный участок сформирован на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или иного документа (до 01.03.2015) – в этом случае однозначного ответа законодательство не содержит.

Во-первых, как было отмечено, ранее действовавшие критерии «фактическое землепользование» и «площадь, необходимая для использования объекта» из законодательства исключены. Поэтому буквально применяя ст. 39.

20 ЗК РФ, нужно прийти к выводу о возможности выкупить арендованный земельный участок полностью, даже если его площадь превышает потребности заявителя.

Следует отметить, что некоторые публично-правовые образования готовятся к такому толкованию ст. 39.20 ЗК РФ, изменяя правила определения стоимости выкупа земельного участка, расположенного под зданием.

Ранее традиционно она была льготной и составляла определённый процент от кадастровой стоимости.

Сейчас же закрепляются положения либо о том, что земельный участок выкупается по полной кадастровой стоимости, либо о том, что льготный коэффициент может применяться только к застроенной части участка.

Вместе с тем, учитывая инертность судебной и административной практики, следует ожидать продолжения таких споров. Тогда при определении площади земельного участка, необходимого для эксплуатации, суды будут обращаться к п. 2 ст. 11.

10 ЗК РФ, которая предусматривает, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, Правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации и т. д., а также местоположения зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства.

Выделенное положение может стать основанием для назначения привычных судам землеустроительных экспертиз по вопросу определения необходимой для эксплуатации объекта площади земельного участка.

Пока судебная практика применения ст. 39.

20 ЗК РФ не восприняла отказ законодателя от критерия соразмерности участка объекту, поэтому при планировании выкупа земельного участка в полном объёме необходимо озаботиться предварительной подготовкой проекта межевания или отчётом землеустроительной экспертизы о соразмерности участка и соответствии его градрегламентам для исключения рисков последующего отказа в выкупе.

Регистрация прекращения права собственности в Росреестре

В повседневной жизни часто возникают ситуации, когда правообладатель принимает решение произвести демонтаж объекта недвижимости на своем земельном участке.

После проведения указанных работ, он обращается в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности.

Но, как правило, сталкивается с приостановлением или отказом в государcтвенной регистрации прекращения права собственности и даются соответствующие рекомендации по их устранению.

Следует отметить, что Росреестр, ссылаясь на п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон), проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов.

  • По результатам проведенной экспертизы, наиболее часто Росреестр приостанавливает государственную регистрацию по следующим основаниям:- обращение с заявлением ненадлежащего лица;- не представление документов, необходимых для осуществления регистрационных действий;- наличие сомнений в подлинности документов или сведений, содержащихся в них, или их недостоверность;-отсутствие полномочий у лица, указанного в заявлении, распоряжаться объектом недвижимого имущества;- наличие фактов подписания (удостоверения) документов, представленных на регистрацию, неправомочным лицом.- наличие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН);- не соответствие требованиям законодательства Российской Федерации документов по форме и содержанию;- наличие спора в отношении объекта недвижимости;
  • — обращение взыскания в отношении недвижимого имущества.
  • Необходимо также отметить, что указанные основания являются общими (основными), каждое из которых государственный регистратор раскрывает с учётом основных характеристик дела ПУД (правоустанавливающих документов).
  • Не останавливаясь на поверхностном анализе указанных выше оснований для приостановления государственной регистрации, рассмотрим более подробно такую причину как: «не представление документов, необходимых для осуществления регистрационных действий» по прекращению права собственности на объект недвижимого имущества.
  • Для начала разберем, из чего состоит базовый пакет документов, необходимый для регистрации прекращения права собственности. В соответствии с Законом документами, необходимыми для регистрации кадастрового учета и (или) регистрации прав, являются:- заявление о государственной регистрации прекращения права собственности;- оплаченная государственная пошлина;- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлениемобращается его представитель);- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастровогоучета и (или) государственной регистрации прав;- иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним
  • иными нормативными правовыми актами.
  • Однако многие не знают, что одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности необходимо подавать заявление о снятии с кадастрового учета, прекратившего свое существование объекта недвижимости.
  • Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 14 Закона предусмотрено осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно.
  • Согласно пункту 2 части 2 статьи 15 Закона, части 1 статьи 23 Закона и части 5 статьи 14 Закона снятие с кадастрового учета объектов недвижимости возможно только:- на основании заявления о снятии с кадастрового учета и акта обследования;- на основании вступившего в законную силу судебного решения;
  • — в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 41 Закона о недвижимости.
  • Исходя из изложенного, прекращение права собственности на Объект не представляется возможным при наличии Объекта на государственном кадастровом учете.

Далее разберем, что же является основанием для прекращения права собственности. В соответствии с действующим законодательством, данную норму регулирует ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В частности, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

Кроме того, при проведении правовой экспертизы представленных документов, государственный регистратор использует Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

При этом необходимо отметить, что порядок ведения ЕГРН, в том числе объем вносимых в реестры ЕГРН сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (п. 7. ст. 7 Закона).

Между тем, в соответствии с п. 16 Порядка ведения ЕГРН, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.12.

2015 N 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (далее – Порядок), при снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета, государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в данных о прекращении (снятии с учета) указываются, в том числе сведения о документах-основаниях для снятия с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона, необходимым для снятия с кадастрового учета объекта капитального строительства документом является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).

В силу положений ч. 1 ст.

23, акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машиноместа или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машиноместа в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машиноместо было расположено.

Таким образом, снять с кадастрового учета объект капитального строительства в связи с прекращением его существования в результате гибели или уничтожения, возможно только на основании акта обследования.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 раздела I Приказа Минэкономразвития РФ от 20.11.

2015 № 861 «Об утверждении формы и состава акта обследования, а также требований к его подготовке», Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к Акту.

  1. Таким образом, документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости должны быть включены кадастровым инженером в состав приложения к акту обследования.
  2. Управляющий партнер юридической компании EL Group       
  3. Еланский Игорь Юрьевич

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *